История проблемы

В последнее время на рынке интернет-услуг активно развивается сектор межкорпоративного сбыта товаров - система business-to-business (B2B). Объем электронных торгов в B2B-секторе в первом квартале 2009 года превысил 11 млрд. рублей. За второй квартал текущего года на торговой площадке Единой системы электронной торговли B2B-Center было проведено 1 890 торговых процедур на общую сумму 18 млрд. руб. Этот показатель на 34% превышает объемы торгов за аналогичный период прошлого года (11,9 млрд руб.) и на 38% выше показателей первого квартала текущего года (11,2 млрд руб.).

Согласно данным "Центра развития экономики", совокупный объем всех торговых процедур, проведенных в системе B2B-Center, превысил 475 млрд. руб., а общее количество торгов достигло 65 тыс. Количество участников, зарегистрированных в системе B2B-Center, к концу второго квартала 2009 года равнялось 27 173 компаниям - прирост за истекший период составил 11,2% (3 019 новых предприятий).

По данным B2B-Center, крупнейшими заказчиками, проводившими торги в системе B2B-Center во втором квартале 2009 года, стали "КЭС-Холдинг" (квартальный объем электронных торгов - 2,9 млрд. руб.).

Данные о динамике роста количества участников в сегменте B2B свидетельствует о том, что электронная торговля сегодня становится все более востребованным инструментом для организации закупок и продаж, как крупными корпорациями, так и компаниями малого и среднего бизнеса. На площадке B2B-Center регулярно ведут торги более 24 тысяч компаний из различных отраслей экономики.

По прогнозам аналитиков, к 2012 году в мире почти 850 млн. людей будут покупать и продавать товары и услуги через Интернет, и объем торговли в глобальной сети вырастет вдвое по сравнению с 2008 годом. К 2012 году объем онлайновой торговли должен составить около 13 трлн. долларов, основная доля в котором будет принадлежать сектору B2B.

На российском рынке интернет-услуг динамично развиваются B2G-площадки, предназначенные для размещения государственного или муниципального заказа. На сегодняшний день большинство участников B2G-торгов сконцентрировано в Центральном округе страны: низкий уровень развития Интернета в регионах и отсутствие единой электронной системы ограничивают доступ мелких поставщиков к госзаказу.

Согласно данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), оборот B2G-рынка вырос в 2007 году на 22% по сравнению с 2006-м, составив почти $2,5 млрд. К 2010 году рынок может вырасти еще на 100%, а его объем в денежном выражении может составить $4,6 млрд.

О необходимости создания в России электронной системы госзакупок впервые заговорили в 2002 году, когда была принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Рынок электронного госзаказа начал складываться в 2005 году после принятия федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В апреле 2007 года в закон были внесены поправки, которые сделали возможным для государственных и муниципальных органов использование электронных торгов. Была четко регламентирована процедура проведения аукционов и запроса котировок на открытых площадках. Этот закон заработал, но его несовершенства еще предстоит устранять.

В настоящее время многие государственные и муниципальные органы управления перешли на хотя бы частичную реализацию госзаказа с помощью электронных систем как на федеральном (например, с помощью электронных систем делает закупки Управление делами президента РФ), так и на региональном уровне. Московское правительство также активно пользуется электронными системами и в ближайшие годы планирует перевести в электронную форму около 15% своих закупок.

Электронные аукционы имеют целый ряд преимуществ перед обычными открытыми аукционами: здесь быстрее проходит сама процедура торгов, нет необходимости созывать аукционную или котировочную комиссию, обеспечивается абсолютная прозрачность проведения торгов, поскольку любой их участник может наблюдать за ходом аукциона в режиме реального времени.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок Проблемы экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике раз ...

Методика планирования себестоимости продукции
В настоящее время наиболее важным моментом в функционировании любого предприятия является переход от управления производством к управлению стоимостью продукции, что сформировало сложную задачу вх ...