Снижение расходов на производство путем оптимизации ассортимента продукции

Если бы снижение спроса на доску обрезную выражалось более резким уменьшением натурального объема продаж или цен, дальнейшие ее продажи оказались бы нецелесообразными. Это произошло бы в случае снижения выручки от продаж доски обрезной до величины менее 7522 тыс. р.

Представим зависимость выручки и прибыли от продаж от соотношения переменных и постоянных затрат в базисном периоде и последующих изменений цен и натурального объема продаж в общем виде. Введем условные обозначения:

В - выручка от продаж базисного периода;

З1 - переменные затраты базисного периода;

З2 - постоянные затраты базисного периода;

Ин - индекс изменения натурального объема продаж (соотношение следующего и базисного периодов в единицах);

Иц - индекс изменения цен (аналогично Ин).

Увеличение выручки от продаж в следующем за базисным периоде возможно только при соблюдении неравенства:

В х Иц х Ин >В, (3.1)

что означает: Иц х Ин > 1 (3.2)

Если происходит падение спроса на продукцию предприятия, неравенства, как правило, не соблюдаются, и выручка от продаж снижается. Наоборот, при росте спроса неравенства могут быть соблюдены.

Практическое значение неравенства (3.2) и (3.3) имеют в случаях, когда предприятию необходимо увеличить выручку от продаж, маневрируя и ценами, и натуральным объемом продаж таким образом, чтобы снижение цен давало возможность увеличить натуральный объем продаж или сокращение натурального объема продаж обеспечивало более высокие цены.

Например, предприятие захочет увеличить натуральный объем продаж на 10% и будет готово при этом снизить цены. Каково максимально возможное снижение цен, чтобы выручка от продаж при таких изменениях увеличилась?

Пользуясь неравенством (3.3), получаем:

,1 х Иц> 1; Иц> 1 / 1,1; Иц> 0,91.

Цены можно снизить менее чем на 9 %. Снижение их на 9 % при прочих равных условиях приведет к равенству выручки от продаж следующего периода и выручки базисного периода. Но предприятие ставит целью увеличение выручки, т.е. оно может снизить цены на 8 % и меньше. Если же сочетание роста натурального объема продаж на 10 % со снижением цен на 8 % реально для конкретной рыночной ситуации, цель достигнута. Если нереально, предприятие должно быть готово к снижению выручки от продаж, либо принять другие индексы цен и натурального объема продаж.

Увеличение прибыли от продаж возможно при выполнении следующего неравенства:

В ×Иц× Ин - З1× Ин - 32> В - 31 - 32, (3.3)

или, после алгебраических преобразований:

В (Иц× Ин - 1) - З1 (Ин - 1) > 0. (3.4)

Неравенство (3.5) показывает, что, кроме индексов цен и натурального объема продаж, на величину прибыли оказывает практическое влияние соотношение переменных затрат и выручки в базисном периоде. Воспользуемся индексами из предыдущего примера и проведем расчет в условиях разного соотношения переменных затрат и выручки в базисном периоде.

Для расчета показателей следующего периода приняты Ин = 1,1 и Иц = 0,92. Выручка от продаж увеличилась, так как условия неравенства (3.3) соблюдены.

Прибыль снизилась, так как не соблюдены условия неравенства (3.5).

Как уже отмечалось, при снижении цен и росте натурального объема продаж опасность уменьшения прибыли достаточно реальна. Однако чем ниже доля переменных затрат в выручке, тем эта опасность меньше; это подтверждается и показателями последней строки таблицы 3.7. Пользуясь неравенством (3.5), можно определить, при какой доле переменных затрат те же Ин и Иц могут обеспечить рост прибыли от продаж. Обозначив сумму переменных затрат через х, получаем:

856×(1,1х0,92-1)>х(1,1-1);x< 3586

Следовательно, предполагаемое изменение цен и натурального объема продаж могло бы привести к росту прибыли от продаж только в случае, если бы переменные затраты в составе выручки составляли менее 3586 тыс. р.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимал ...

Налоги в составе цены. Ценообразование на рынке транспортных услуг
В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В условиях ...