Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь

Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений реформирования экономики в трансформационных странах. Не является исключением в этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средства “увеличения занятости” и “пополнения госбюджета”, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования новых знаний и новых технологий.

Однако, несмотря на то, что проблема развития малого бизнеса в Беларуси в последние годы является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и научных кругов, ситуация в данном секторе белорусской экономики весьма неоднозначна. Республика Беларусь по-прежнему относится к числу стран с низким уровнем развития частного бизнеса. И даже, несмотря на то, что Беларусь вошла в десятку лучших в мире реформаторов в категории "Начало бизнеса" согласно исследованиям Международной Финансовой Корпорации и Всемирного банка, в целом бизнес-климат в стране остается сложным для ведения бизнеса.

год в Беларуси был объявлен годом предприимчивости. На предыдущих этапах развития современного белорусского общества главным было возрождение и сохранение экономического потенциала Беларуси.

Именно поэтому малому предприятию до сих пор не удалось стать в Беларуси значимым и уважаемым хозяйствующим субъектом, полноценным и полноправным участником экономических процессов. Промышленные гиганты, даже если они работают недостаточно эффективно, остаются основой государства, поэтому им всегда нужно помогать. Финансовые вливания в проблемные предприятия, часть которых представляют национальные «бренды», оказывают морально-психологическую поддержку трудовым коллективам. Тем самым, в массовом сознании производственников культивируются идеи стабильности и защищенности.

До сих пор промышленное производство является основой экономики Республики Беларусь. Так, в 2010 году численность занятого населения Беларуси в промышленности составила 26,9%, что от 1,5 до 3,5 раза больше, чем в других отраслях.

В процессе трансформации экономики перед сообществом стоит более масштабная задача - совершить энергичный рывок во всех отраслях и сферах деятельности, чтобы, наконец, выйти на уровень экономически развитых европейских стран. Основной движущей силой этого рывка должны стать предприимчивость, активность и инициатива. Провозглашение свободы предприимчивости символизирует нацеленность на приоритетную поддержку государством людей дела. Тем самым, предпринимательская сфера деятельности, в которой сегодня задействована основная часть «предприимчивых хозяйственных субъектов», должна стать форпостом создания нового облика белорусской экономики [6, c.13-14].

Сфера деятельности малых предприятий охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве.

В Республике Беларусь к числу малых предприятий относятся предприятия со среднесписочной численностью работающих:

в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в сфере торговли и общественного питания - до 30 человек;

во всех остальных сферах - не более 25 человек.

В соответствии с действующим законодательством, малое предпринимательство в республике существует в двух формах:

юридические лица (малые предприятия)

предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

В данной работе внимание акцентируется на малых предприятиях.

Доля малых предприятий в общем объеме ВВП за последние пять лет увеличилась незначительно и составляет в настоящее время около 9% (для сравнения: в странах ЕС- 50-80%). При этом в данном секторе в Беларуси в настоящее время занято по разным оценкам, от 8-9% (без учета индивидуальных предпринимателей) до 12-13% (с учетом индивидуальных предпринимателей) экономически активного населения; на 1 тысячу жителей приходится 3,2 малых предприятий (на Украине - 5, в России - 6, Польше - 35, Германии - 37).

Преимущественно ориентация предпринимательских структур республики сформировалось в сфере торговли и общественного питания - 41,3% к общему количеству предприятий. Промышленность занимает вторе место - 22,7% к итогу, строительство третье - 11,9%, на транспорте работает 5,2% малых предприятий. Все остальные имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпринимательства, так, сельское хозяйство - 1,0% [2, с. 95-96].

Основной проблемой предпринимательства является неравномерность его распределения. Практически во всех регионах малые предприятия примерно на 50 % сосредоточены в областных центрах. На 1000 жителей в среднем приходится: в областных центрах - 4 малых предпринимателя, в областях - около 2-х, в Минске - 8. В Минске и Минской области сконцентрировано 55 % и 10 % соответственно от общего количества малых предпринимателей по стране. Это объясняется тем, что столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры. Денежные доходы населения Минска и Минской области в среднем в три раза превышают доходы населения других областей. Среднемесячная заработная плата в столице в среднем на 30 % выше, чем в целом по республике. Среди остальных областей по количеству малых предпринимателей лидируют Гомельская и Могилевская области - 8 % от общего количества по республике. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Инвестиционная деятельность ООО Окно плюс
Компания, как участник экономической системы, постоянно ощущает потребность в средствах, они ей необходимы для создания, расширения, реконструкции или технического перевооружения основного и оборо ...

Зарубежный опыт регулирования рынка труда на примере Германии
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, ...