Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь

Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений реформирования экономики в трансформационных странах. Не является исключением в этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средства “увеличения занятости” и “пополнения госбюджета”, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования новых знаний и новых технологий.

Однако, несмотря на то, что проблема развития малого бизнеса в Беларуси в последние годы является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и научных кругов, ситуация в данном секторе белорусской экономики весьма неоднозначна. Республика Беларусь по-прежнему относится к числу стран с низким уровнем развития частного бизнеса. И даже, несмотря на то, что Беларусь вошла в десятку лучших в мире реформаторов в категории "Начало бизнеса" согласно исследованиям Международной Финансовой Корпорации и Всемирного банка, в целом бизнес-климат в стране остается сложным для ведения бизнеса.

год в Беларуси был объявлен годом предприимчивости. На предыдущих этапах развития современного белорусского общества главным было возрождение и сохранение экономического потенциала Беларуси.

Именно поэтому малому предприятию до сих пор не удалось стать в Беларуси значимым и уважаемым хозяйствующим субъектом, полноценным и полноправным участником экономических процессов. Промышленные гиганты, даже если они работают недостаточно эффективно, остаются основой государства, поэтому им всегда нужно помогать. Финансовые вливания в проблемные предприятия, часть которых представляют национальные «бренды», оказывают морально-психологическую поддержку трудовым коллективам. Тем самым, в массовом сознании производственников культивируются идеи стабильности и защищенности.

До сих пор промышленное производство является основой экономики Республики Беларусь. Так, в 2010 году численность занятого населения Беларуси в промышленности составила 26,9%, что от 1,5 до 3,5 раза больше, чем в других отраслях.

В процессе трансформации экономики перед сообществом стоит более масштабная задача - совершить энергичный рывок во всех отраслях и сферах деятельности, чтобы, наконец, выйти на уровень экономически развитых европейских стран. Основной движущей силой этого рывка должны стать предприимчивость, активность и инициатива. Провозглашение свободы предприимчивости символизирует нацеленность на приоритетную поддержку государством людей дела. Тем самым, предпринимательская сфера деятельности, в которой сегодня задействована основная часть «предприимчивых хозяйственных субъектов», должна стать форпостом создания нового облика белорусской экономики [6, c.13-14].

Сфера деятельности малых предприятий охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве.

В Республике Беларусь к числу малых предприятий относятся предприятия со среднесписочной численностью работающих:

в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в сфере торговли и общественного питания - до 30 человек;

во всех остальных сферах - не более 25 человек.

В соответствии с действующим законодательством, малое предпринимательство в республике существует в двух формах:

юридические лица (малые предприятия)

предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

В данной работе внимание акцентируется на малых предприятиях.

Доля малых предприятий в общем объеме ВВП за последние пять лет увеличилась незначительно и составляет в настоящее время около 9% (для сравнения: в странах ЕС- 50-80%). При этом в данном секторе в Беларуси в настоящее время занято по разным оценкам, от 8-9% (без учета индивидуальных предпринимателей) до 12-13% (с учетом индивидуальных предпринимателей) экономически активного населения; на 1 тысячу жителей приходится 3,2 малых предприятий (на Украине - 5, в России - 6, Польше - 35, Германии - 37).

Преимущественно ориентация предпринимательских структур республики сформировалось в сфере торговли и общественного питания - 41,3% к общему количеству предприятий. Промышленность занимает вторе место - 22,7% к итогу, строительство третье - 11,9%, на транспорте работает 5,2% малых предприятий. Все остальные имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпринимательства, так, сельское хозяйство - 1,0% [2, с. 95-96].

Основной проблемой предпринимательства является неравномерность его распределения. Практически во всех регионах малые предприятия примерно на 50 % сосредоточены в областных центрах. На 1000 жителей в среднем приходится: в областных центрах - 4 малых предпринимателя, в областях - около 2-х, в Минске - 8. В Минске и Минской области сконцентрировано 55 % и 10 % соответственно от общего количества малых предпринимателей по стране. Это объясняется тем, что столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры. Денежные доходы населения Минска и Минской области в среднем в три раза превышают доходы населения других областей. Среднемесячная заработная плата в столице в среднем на 30 % выше, чем в целом по республике. Среди остальных областей по количеству малых предпринимателей лидируют Гомельская и Могилевская области - 8 % от общего количества по республике. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...

Реинжиниринг и инновационные процессы
Сегодня достаточно посмотреть на любую компанию- от уличного ларька до транснационального гиганта типа Microsoft или Coca-Cola - и обнаружится, что деятельность компаний состоит из огромного колич ...