Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь

Наиболее важные задачи для преодоления межрегиональной дифференциации в развитии малого предпринимательства следующие:

1. государственное стимулирование инициативы местных властей

2. активизация работы областных межведомственных комиссий по поддержке и развитию малого предпринимательства;

. эффективная инфраструктура поддержки малого предпринимательства в регионах могла бы быть создана на основе развитых инфраструктур АСБ «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка», которые могли бы в своих филиалах создать отделы поддержки малого бизнеса (консалтинг, помощь в регистрации, кредитование). Это кстати позволило бы занять избыточный персонал банков.

В целом, за последние 20 лет облик белорусского малого предприятия неоднократно трансформировался, сохраняя, тем не менее, свои основные черты и стержневые функции. Специфической особенностью малого предпринимательства по-прежнему остается небольшой штат инновационно и прагматически мыслящих работников. Нововведения, инициатором которых всегда выступает само руководство малого предпринимательства, постоянно меняют его организационную структуру, что в рамках небольшого предприятия обеспечивает скорейший эффект. Отметим, что в силу специфики работы на малом предприятии (часто ненормированный трудовой день, распространенность неформальных трудовых отношений) многие работники малых фирм используют дополнительные возможности для реализации своих экономических и профессиональных интересов, нехарактерные для крупных предприятий. Вместе с тем это не мешает белорусским фирмам при необходимости привлечь нового работника, максимально используя его трудовой потенциал. Главным стимулом высокой производительности труда «нового кадра» выступает высокая зарплата, а также, особенно при наличии либо установлении родственных и дружеских связей, шансы карьерного роста. В этой связи многие работники белорусских малых предприятий в ходе социологических опросов отмечают, что именно здесь они находят возможности для раскрытия и реализации своих профессиональных и личностных качеств [6, с.15].

Следует отметить, что расцвет деятельности малого предпринимательства в Беларуси пришелся на 1991-1993 годы. Люди буквально ринулись на негосударственные предприятия, где была пусть не всегда стабильно выплачиваемая, но зато высокая зарплата. За этот период численность занятых на предприятиях смешанной и иностранной форм собственности увеличилась почти в 3 раза (с 46,3 до 120,9 тысячи человек), а в сфере индивидуального предпринимательства - в 3,6 раза (с 62,6 до 225,6 тысячи человек). Очередной скачок количества малых предпринимателей (на 32,7%) произошел в 2008 году по сравнению с 2007 годом по причине запрета на использование предпринимателями с 1 января 2008 года наемных работников, за исключением членов семьи и близких родственников. В связи с этим многие индивидуальные предприниматели вынуждены были переоформлять документы, становясь руководителями малых предприятий.

Объявленный в 2008 году курс на либерализацию национальной экономики Беларуси привел к улучшению условий ведения отечественного бизнеса. Правда, для Беларуси уже стало традицией, что подобного рода улучшения происходят путем издания новых законов, а не отмены существующих ограничений.

В принятом 1 июля 2010 г. законе «О поддержке малого и среднего предпринимательства» более четко определены критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства, поставлена задача дальнейшей адресной поддержки среднего бизнеса и намечен ряд мер по поддержке коммерческих организаций с численностью работников от 101 до 250 человек. В то же время традиционно оказываемая «точечная» помощь отдельным предприятиям порождает неравные условия ведения бизнеса, создает возможности для нечестной конкуренции [8].

Особой проблемой в нашей стране являются ограничения по найму работников. Еще в конце 1990-х-начале 2000 годов начало предпринимательской деятельности облегчалось простым и доступным порядком регистрации индивидуальных предпринимателей. При этом число наемных работников у индивидуальных предпринимателей не контролировалось. Однако декретом президента Беларуси от 27.01.2003 г. было введено ограничение численности наемных лиц у индивидуального предпринимателя (не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых или трудовых договоров). Это привело к значительным изменениям в организационно-правовой структуре частного бизнеса в пользу именно индивидуальной предпринимательской деятельности, подталкивало к фиктивному оформлению дополнительных индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем руководство республики склонилось к тому, чтобы сократить долю индивидуальных предпринимателей и увеличить количество малых предприятий. Для этого указом президента от 29 декабря 2006 года индивидуальным предпринимателям было запрещено принимать на работу неродственников. Данный запрет стал настоящим ноу-хау белорусской экономической модели. Тем самым, деятельность белорусских индивидуальных предпринимателей ограничена рамками семейного бизнеса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Методы и инструменты государственного регулирования
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в админи ...

Модели капиталовложений фирмы и способы оценки ее инвестиционных перспектив
Одним из важных фактором развития экономики в целом являются инвестиции в основной капитал. Это связано с тем, что инвестиции в основной капитал затрагивают основы хозяйственной деятельности, опре ...