Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь

Пункт о возможности привлекать наемных работников, не являющихся членами семьи или близкими родственниками, был включен Министерством экономики Республики Беларусь в план либерализации весной 2010 года. Предполагалось, что предпринимателям предоставят право привлекать трех наемных работников из числа неродственников на период до 31 декабря 2012 года. Но это намерение так и не было реализовано, а указ президента от 29 декабря 2006 года не претерпел изменений.

На протяжении последних 10 лет инфраструктура поддержки отечественного предпринимательства постоянно совершенствовалась. Кроме нормативно-правовых актов, регулирующих общие вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, были приняты и нормативные документы, касающиеся финансового регулирования предпринимательства. Это указ президента от 28 марта 2006 г. «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», указ президента от 21 мая 2009 г. «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», постановление Совета министров Беларуси от 7 марта 2008 г. «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности», закон РБ от 01 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Но на момент принятия эти документы по своей сути не были революционными, они только упорядочивали ранее действовавшие нормативные акты в сфере предпринимательства [8, 11, 12, 13].

Сегодня отечественные индивидуальные предприниматели практически полностью сконцентрировали свою деятельность в сфере продаж и услуг, так как краткосрочность целей посреднического бизнеса обусловливает превалирование в каждой сделке оперативности решения бизнес-задач с максимально выгодным использованием возникающих возможностей. Поэтому в отечественном малом бизнесе часто наблюдается так называемая смычка культуры торговли по Р. Рюттингеру, где более вероятен краткосрочный успех, а количество превалирует над качеством.

Над предпринимателями постоянно довлеет необходимость переиграть не только конкурентов, но и государство. В результате возникает своеобразный барьер для вложения капитала в производственный бизнес, где отдача идет медленнее. В том числе и поэтому, предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной (посреднической) деятельностью, болезненно воспринимают усилия государственной власти переориентировать посредников на производственников [6, с.18-21].

Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь важно создание институциональной среды, обеспечивающей защиту прав собственности, низкие барьеры входа-выхода, а также создание условий, обеспечивающих доступность капитала, новых знаний и управленческого опыта. При этом ключевыми элементами являются реструктуризация предприятий и обеспечение широких возможностей доступа частного сектора к ресурсам.

Политика, проводимая в отношении частного сектора, характеризуется непоследовательностью. С одной стороны, предпринимались определенные действия, направленные на поддержку малого бизнеса. С другой стороны, повышались барьеры входа-выхода для бизнеса, и усиливалось административное внесудебное вмешательство в деятельность частных предприятий. Законы и другие нормативные акты подвергались частым изменениям.

Вводились законодательные акты задним числом, увеличивалось число организаций, осуществляющих контроль над предпринимательской деятельностью, росли размеры экономических санкций и штрафов. Основная причина стремительно меняющегося законодательства - стремление государства к жесткому регулированию предпринимательской деятельности. В Беларуси количество различных республиканских органов государственной власти, имеющих право штрафных санкций и иногда внесудебной конфискации имущества, превышает 20 организаций. А общее количество контролирующих органов по данным экспертов составляет 75. При этом характерно, что наиболее проблемными для предпринимателей являются не налоговая инспекция или Комитет Государственного Контроля, а мелкие контролирующие организации - органы санитарного и пожарного надзора, милиция, различные министерства и ведомства, местные органы власти. Хозяйственные суды не обеспечивают равную защиту прав предприятий разных форм собственности. Суды зачастую отдают предпочтение защите интересов государственных предприятий и организаций.

В целом по стране 8 основных проблем предпринимателей выглядят следующим образом:

большое количество налогов;

нестабильное законодательство;

частые изменения в налоговой отчетности;

высокие ставки налогов;

большое количество законодательных актов;

многочисленные проверки контролирующих органов;

регулирование цен;

сложность в получении лицензий [7, с.24-25].

Вот почему обязательно нужно учитывать опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете опыта развития малого бизнеса в мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому сектору экономики места и роли в решении социально-экономических проблем общества и создать соответствующие условия для его развития.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Методы анализа и конкурентные преимущества компании ООО Apple
В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспос ...

Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок Проблемы экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике раз ...