Анализ доходов торговой организации

Предлагаемая выше методика анализа прибыли отчетного периода организации в силу данного недостатка возможна лишь для организации в целом, по всем видам деятельности.

Проблема совершенствования экономического анализа в связи с рыночной ориентацией отечественной экономики требует расширения использования видов прибыли, в частности таких, как валовая прибыль и операционный доход, что облегчило бы применение зарубежных методик анализа.

Наиболее близким к принятому в отечественной практике показателю «Прибыль от реализации» является показатель «Операционный доход». Операционный доход - это разность между суммой валовой прибыли и суммой операционных расходов (управленческие, общехозяйственные расходы, амортизация и расходы на реализацию).

Показатель валовой прибыли в различных литературных источниках трактуется по-разному. Так, А. Бабо определяет его как разницу между доходами и эксплуатационными расходами. По определению Ж. Ришара валовая прибыль - это разница между суммой выручки от реализации товаров и их себестоимостью.

На Западе в себестоимость включают прямые затраты труда, прямые затраты материалов и накладные производственные расходы. К накладным расходам относятся: косвенные расходы на материалы, косвенные расходы на заработную плату, дополнительные выплаты к заработной плате (бесплатное медицинское обслуживание, субсидируемое питание, страхование жизни), отчисления на социальное страхование. Операционные расходы, а именно управленческие, общехозяйственные расходы, амортизация и расходы по реализации, учитываются отдельно и при исчислении валовой прибыли из выручки не вычитаются. Управленческие расходы - это расходы по управлению, относимые на объемы деятельности организации в целом, т.е. аналогичные общехозяйственным расходам в отечественной практике (заработная плата административного персонала, расходы на ведение судебных дел, амортизация административных зданий и т.д.). К расходам по реализации относятся расходы на проведение выставок, на рекламу, по сбыту.

С некоторой долей допущения можно провести аналогию между себестоимостью и переменными расходами, операционными расходами и постоянными расходами.

Понятие «валовая прибыль» в зарубежном и отечественном категорийном аппарате отличается, и в этой связи нами предлагается называть этот показатель валовой маржой. Валовая маржа должна быть достаточной, чтобы покрыть постоянные расходы и получить прибыль.

Таким образом, применяемые зарубежными экономистами виды прибыли можно представить в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Зарубежная методика образования операционного дохода и чистой прибыли

Показатели

Порядок расчета

Валовая прибыль (валовая маржа)

Выручка от реализации за минусом себестоимости (переменных расходов)

Операционный доход (прибыль до вычета налога и ссудного процента)

Валовая прибыль за минусом операционных расходов

Прибыль, облагаемая налогом

Операционный доход за минусом процентов за кредит

Чистая прибыль (прибыль после уплаты налога)

Прибыль, облагаемая налогом, за минусом налога

На показателе валовой маржи основан так называемый управленческий анализ, «директ-костинг».

Для отечественных торговых организаций с учетом действующего законодательства исходные посылки табл. 3.1 представлены на рис. 3.1.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Домохозяйство как объект экономической и социальной политики
В современной экономической системе домашние хозяйства являются одним из важнейших объектов экономической и политической политики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной ...

Место России в международном разделении труда
На фоне мировой глобализации охватывающей уже практически все сферы общества, каждой стране отводится своя роль в этом процессе или так сказать явлении. Предметом особого рассмотрения является эко ...