Анализ доходов торговой организации

Предлагаемая выше методика анализа прибыли отчетного периода организации в силу данного недостатка возможна лишь для организации в целом, по всем видам деятельности.

Проблема совершенствования экономического анализа в связи с рыночной ориентацией отечественной экономики требует расширения использования видов прибыли, в частности таких, как валовая прибыль и операционный доход, что облегчило бы применение зарубежных методик анализа.

Наиболее близким к принятому в отечественной практике показателю «Прибыль от реализации» является показатель «Операционный доход». Операционный доход - это разность между суммой валовой прибыли и суммой операционных расходов (управленческие, общехозяйственные расходы, амортизация и расходы на реализацию).

Показатель валовой прибыли в различных литературных источниках трактуется по-разному. Так, А. Бабо определяет его как разницу между доходами и эксплуатационными расходами. По определению Ж. Ришара валовая прибыль - это разница между суммой выручки от реализации товаров и их себестоимостью.

На Западе в себестоимость включают прямые затраты труда, прямые затраты материалов и накладные производственные расходы. К накладным расходам относятся: косвенные расходы на материалы, косвенные расходы на заработную плату, дополнительные выплаты к заработной плате (бесплатное медицинское обслуживание, субсидируемое питание, страхование жизни), отчисления на социальное страхование. Операционные расходы, а именно управленческие, общехозяйственные расходы, амортизация и расходы по реализации, учитываются отдельно и при исчислении валовой прибыли из выручки не вычитаются. Управленческие расходы - это расходы по управлению, относимые на объемы деятельности организации в целом, т.е. аналогичные общехозяйственным расходам в отечественной практике (заработная плата административного персонала, расходы на ведение судебных дел, амортизация административных зданий и т.д.). К расходам по реализации относятся расходы на проведение выставок, на рекламу, по сбыту.

С некоторой долей допущения можно провести аналогию между себестоимостью и переменными расходами, операционными расходами и постоянными расходами.

Понятие «валовая прибыль» в зарубежном и отечественном категорийном аппарате отличается, и в этой связи нами предлагается называть этот показатель валовой маржой. Валовая маржа должна быть достаточной, чтобы покрыть постоянные расходы и получить прибыль.

Таким образом, применяемые зарубежными экономистами виды прибыли можно представить в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Зарубежная методика образования операционного дохода и чистой прибыли

Показатели

Порядок расчета

Валовая прибыль (валовая маржа)

Выручка от реализации за минусом себестоимости (переменных расходов)

Операционный доход (прибыль до вычета налога и ссудного процента)

Валовая прибыль за минусом операционных расходов

Прибыль, облагаемая налогом

Операционный доход за минусом процентов за кредит

Чистая прибыль (прибыль после уплаты налога)

Прибыль, облагаемая налогом, за минусом налога

На показателе валовой маржи основан так называемый управленческий анализ, «директ-костинг».

Для отечественных торговых организаций с учетом действующего законодательства исходные посылки табл. 3.1 представлены на рис. 3.1.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Инвестиции как фактор экономического роста
Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономичес ...

Инвестиционные вложения в обновление основных производственных фондов на примере филиала СУ-45 ОАО Гомельпромстрой
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного ...