Анализ доходов торговой организации

Цель анализа прибыли торговли - выявление и оценка резервов роста прибыли и повышения рентабельности.

Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торговой организации являются:

¾ контроль за выполнением плана и оценка динамики прибыли за ряд лет;

¾ определение влияния факторов на изменение прибыли и рентабельности деятельности организации;

¾ выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;

¾ разработка мероприятий по использованию возможностей роста прибыли и рентабельности.

Исходя из вышеизложенных задач анализ прибыли производится в такой последовательности:

1. анализ формирования прибыли отчетного периода по сравнению с планом и в динамике;

2. анализ прибыли от реализации товаров как основного элемента прибыли отчетного периода, влияния на нее основных факторов:

¾ объема розничного товарооборота;

¾ уровня дохода от реализации товаров в целом и остающегося в распоряжении организации;

¾ доли валовой маржи в валовом доходе;

¾ уровня условно-переменных и суммы условно-постоянных расходов на реализацию товаров;

¾ индекса цен, тарифов и процентных ставок;

¾ сдвигов в структуре розничного товарооборота с позиции различий в уровне рентабельности отдельных ее видов.

3. анализ рентабельности хозяйственной деятельности;

4. анализ распределения и использования прибыли отчетного периода:

5. анализ динамики доли платежей в бюджет в общей сумме прибыли отчетного периода;

6. анализ чистой прибыли в динамике, под влиянием факторов, отражающих изменение:

¾ суммы прибыли отчетного периода; ставки налога на прибыль;

¾ суммы прибыли, не подлежащей налогообложению.

Основным источником информации для анализа служит «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение к балансу предприятия, форма № 2).

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой учет и отчетность хозяйствующих субъектов (фирмы, компании) ведется на основе данных двух видов учета: управленческого и финансового. Общие величины одни и те же, но в управленческом учете все данные представлены более полно и детально, в форме, максимально удобной для того, чтобы проводить экономический анализ, делать выводы и принимать решения. Финансовый учет для целей налогообложения должен вестись в соответствии с требованиями законодательства и в форме, требуемой налоговыми органами. Цель налоговых отчетов - минимизация налоговых платежей фирмы легальными способами. Цель управленческого учета - оценка уровня конкурентоспособности.

Основная цель отчетности - обеспечить заинтересованные лица и организации информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Бухгалтерские стандарты отчетности организаций, ориентированной на решение этой задачи, должны разрабатываться с учетом интересов потребителей информации и отражать особенности рыночной экономики и хозяйственной деятельности. Во всем мире сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как особо значимая часть финансового положения фирмы, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансовом отчете лишь в виде окончательно оформленного результата.

Учет и отчетность в народном хозяйстве Республики Беларусь подвергаются коренным изменениям, целью которых является приближение их к мировым стандартам, соответствие рыночной экономике. Современный баланс белорусской организации достаточно точно соответствует требованиям международных стандартов. Помимо баланса в бухгалтерскую отчетность включается «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2). В России аналогичной формой является «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (форма № 2).

В основе англо-американской и европейской моделей бухгалтерской отчетности о доходах фирмы, закрепленных в Международных стандартах бухгалтерского учета, лежит экономическая концепция прибыли. «Отчет о прибылях и убытках», утвержденный Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 16 от 17.02.2004 г., соответствует этой концепции. Этот отчет отражает каждый вид доходов и расходов, формирующих прибыль, платежи в бюджет из прибыли, размеры использования прибыли. Однако в нем имеются некоторые недостатки с точки зрения полезности информации. Исключены такие важные показатели, как структура косвенных платежей, взимаемых из выручки организации, структура платежей в бюджет из прибыли и направления ее использования. Отраслевую структуру организаций потребительской кооперации частично можно учитывать с использованием «Отчета о расходах на реализацию товаров» (форма № 3), где по каждой отрасли отдельно отражаются финансовые результаты деятельности, в частности статьи расходов на реализацию в разрезе отраслей и порядок формирования прибыли от реализации товаров соответственно также в разрезе отраслей. Такой отчет позволяет проводить подробный анализ эффективности затрат. Но данная форма не лишена и недостатков. Так, он не показывает в разрезе отраслей формирование прибыли отчетного периода, что не позволяет проводить анализ конечных финансовых результатов каждой отрасли деятельности потребительской кооперации автономно. В свою очередь это требует разработки методики распределения внереализационных доходов и расходов по отраслям.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, фи ...

Методы составления сметной документации, состав и виды смет
сметная документация строительство В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строитель ...