Развитие денежно-кредитной (монетарной) политики России

денежный кредитный монетарный банк

Наша страна в экономической сфере перенесла очень много потрясений за 20 лет. Денежно-кредитная политика постоянно менялась, вводя страну все в более кризисное положение. Я попробую кратно рассмотреть монетарную политику России, начиная с 90-х годов, чтобы оценить динамику ее развития и темпы роста экономики страны.

Начнем с того, что денежно-кредитная политика России, в основном носила антиинфляционный характер, а на этапе переходного периода ее главным инструментов было сокращение эмиссии денег. В течение 1992-1995 гг. был введен валютный коридор, активно велся перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения, объем денежной массы стал снижаться, но последствием стало лишение промышленных предприятий денежных средств даже для покрытия задолженностей и производство резко снизилось, более того рублевая составляющая резко сжалась, соответственно увеличилось количество денежных векселей и иностранной валюты. Далее в 1996-1998 гг. политика правительства была направлена на поддержании высокой доходности рынка государственных обязательств (до 150 % годовых), ее целью была покрытие бюджетного дефицита, но в результате государственный долг намного превысил налоговые доходы бюджета, что окончилось дефолтом. Затем, чтобы реанимировать экономику страны потребовались иные меры, начиная с 2000 года, денежно-кредитная политика РФ, проводимая Банком России, характеризовалась использованием элементов целевой инфляции, что в условиях роста объема ВВП вызывало увеличение спроса на рублевую денежную массу, образующую денежный агрегат М2 (объем денежной массы в обращении). ЦБ РФ стабилизировал ставку рефинансирования, снизил кредитные риски, в этих условиях произошло снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческим банками предприятиям и организациям (до 17,5-18 %). Далее денежно-кредитная политика снова ставит перед собой основной целью снижение инфляции, чтобы обеспечить снижение цены кредитных ресурсов и стабильный рост экономики. Что немало важно, в начале XXI века начинает активно развиваться нефтегазовая промышленность в России, и это становиться одним из важнейших элементов денежно-кредитной политики, т.к. Правительство РФ выдвинуло идею создания Стабилизационного фонда России, который компенсировал бы возможные потери бюджета из-за сокращения государственных доходов, с помощью государственных доходов от добычи и экспорта нефти (в основном от экспортных пошлин и налога на нефтедобычу), в случае снижения мировых цен на нефть ниже определенного уровня, и в 2004 году Фонд начал свою работу. Затем в качестве единой цели кредитно-денежной политики было принято ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10 %, и макроэкономическая ситуация изменилась: ВВП увеличился на 7,4 %, средняя цена на нефть составила 33,3 $ за баррель, курс рубля к доллару составлял 28,9 руб. за доллар, увеличился рост денежного агрегата М2. Соответственно в стабилизационный фонд должны были идти средства, которые получены сверх «цены отсечения» за баррель нефти (первоначально составляла 20 $, затем 27 $), и после 2004 г. Россия стала к тому же бурно наращивать золотовалютные резервы, а к 2006 г. они превысили 200 млрд.долл. и РФ вошла в пятерку лидеров по этому показателю. И в ближайшее время (до 2008 г.) года Россия ставит перед собой задачи обеспечить высокие темпы экономического роста, чтобы повысить уровень жизни населения, и в этот период главной целью кредитно-денежной политики является снижение инфляции. В результате РФ добилась денежной и финансовой стабилизации, что выгодно отличает страну от многих стран с переходной экономикой и выступает важнейшим элементом формирования благоприятного инвестиционного климата в России.

Экономика России была разделена на два составляющих вектора: инновационный (ставил перед собой задачи перехода российской экономики на инновационный путь развития) и антиинфляционный (ЦБ декларировал переход к таргетированию инфляции как одной из основных целей монетарной политики, также и переход к свободному «плаванию» валютного курса; желание повышать ставку рефинансирования и нормативы обязательных резервов; разграничить «нефтегазовый» и «ненефтегазовый» бюджеты; стерилизация «долларовой» эмиссии путем «замораживания» бюджетных средств на счетах ЦБ; заявления о невозможности снизить налоговые ставки). Эти векторы противоречат друг другу, так как предполагают осуществление взаимоисключающих мер экономической политики в целом и монетарной - в частности. Все последние годы основная часть нефтегазовых доходов бюджета «замораживалась» на счетах в ЦБ с целью стерилизации «нефтедолларовой» денежной эмиссии. Такую монетарную политику назовем «стерилизационной». Ее результат - недофинансирование инвестиций в развитие инфраструктуры, высоких технологий, отраслей обрабатывающей промышленности.

Перейти на страницу: 1 2 3

Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимал ...

Мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия ООО Ургальский ОРС
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономич ...