Развитие денежно-кредитной (монетарной) политики России

И в 2008 году наступает мировой экономический кризис, который заметно отражается и на экономике России. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

И первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля. Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства. В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли, конечно, инструменты денежно-кредитной, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. ЦБ декларировал свои успехи в монетарной политики, в частности, создание «подушки безопасности» в виде золотовалютных резервов (ЗВР). Но проводимая ранее монетарная политика в кризис привела к большим убыткам от «замораживания» огромных бюджетных средств и вывоза их за рубеж в виде ЗВР, правительству пришлось совершить попытки по сдерживанию курса рубля, что привело к еще большей потере ЗВР (до четверти), затем «мягкая девальвация» рубля привела еще и к спаду промышленности. После этих событий Министр финансов Алексей Кудрин заявил о дефиците государственного бюджета в 1,5-2 трнл. руб., который будет покрыт из резервных фондов. Но благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство, потери экономики России оказались меньше, чем ожидались.

И все же вместе с антикризисными мерами монетарной политики, ЦБ и Минфин продолжали развивать идеи дальнейшего ее функционирования. И в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов» в качестве основной задачи (а также цели и целевого ориентира) этой политики постулируется последовательное снижение инфляции. Для ее решения ЦБ намерен применять и развивать такие элементы режима инфляционного таргетирования, как приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления, для чего потребуется переход к режиму свободно плавающего валютного курса. Это предполагает отказ от активного противодействия чрезмерному укреплению рубля путем проведения ЦБ интервенций на внутреннем валютном рынке. Денежно-кредитная политика и далее остается приблизительно по такому же сценарию:

. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10 %, в 2011 году - до 7-8 %, в 2012 году - до 5-7 %, и снова эта задача ставиться первоочередной. Согласно прогнозам социально-экономического развития РФ именно снижение инфляции и девальвационных ожиданий будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения.

. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста денежного агрегата М2, который может составить 10-20 % и 12-21 % соответственно.

. Основным источником роста денежной базы для первого варианта денежной программы является увеличение чистых внутренних активов (ЧВА), для второго и четвертого - рост чистых международных резервов (ЧМР).

. Проведение курсовой политики будет идти к переходу на режим плавающего валютного курса, причем параметры курсообразования будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящий из евро и доллара США (этот механизм направлен для сглаживания воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику рубля), тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала.

Перейти на страницу: 1 2 3

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с до ...