Проблемы управления организацией строительных проектов в настоящий период

Анализ международного опыта управления проектами (по данным IPМА - Международной ассоциации управления проектами) показывает, что при использовании методов управления проектами продолжительность реализации проектов сокращается в среднем на 20-30%, а расходы уменьшаются на 10-15% [20 ].

В настоящее время в качестве инструментария для реализации формализованных методов управления проектами широко применяется программное обеспечение, позволяющее планировать и контролировать производство большого количества работ и использование различных ресурсов. Чем больше работ и ресурсов находится под управлением, тем крупнее проект и тем он сложнее с точки зрения организации управления. По оценке IPMA, пятидесяти процентам пользователей требуются системы, позволяющие поддерживать планы, состоящие из 500-1000 работ и только 28 процентов пользователей разрабатывают расписания, содержащие более 1000 работ. Что касается ресурсов, то 38 процентам пользователей приходится управлять 50-100 видами ресурсов в рамках проекта, и только 28 процентам пользователей требуется контролировать более чем 100 видов ресурсов [ 21 ]. В состав этих 28 процентов входят сложные инвестиционно-строительные проекты. Количество работ и ресурсов в зависимости от масштаба проекта показано в табл

Таблица 2. Международная практика учета среднего количества факторов в проектах разного масштаба

Масштаб проекта

Учитываемые работы

Учитываемые ресурсы

Малый проект

81

14

Средний проект

417

47

Крупный проект,

1198

165

Крупный проект, отличающийся повышенным уровнем сложности

Более 1200

Более 165

Управление проектами имеет две стороны:первая - это применение специфических формализованных методов управления ресурсами, временными и стоимостными параметрами проекта. Другая составляющая управления проектами, и прежде всего, в таких отраслях ,как строительство и оказание услуг, относится к коммуникативно-организационной сфере. Это управление проектами, работа с временными коллективами, состоящими из лиц (как юридических, так и физических) с разными интересами, опытом и традициями, мобилизованными для выполнения конкретного проекта.

Управление инвестиционно-строительным проектом связано с реализацией ряда управленческих функций, из которых нами выделены 14 функций [22 ], от качества реализации которых зависит уровень эффективности любого сложного и инновационного проекта:

управление замыслом и целями проекта;

управление предметной областью проекта;

управление временными параметрами проекта;

управление стоимостью и финансированием;

управление качеством проекта;

управление коммуникациями проекта;

управление рисками проекта;

управление закупками по проекту;

управление человеческими ресурсами проекта;

управление материальными ресурсами проекта;

управление изменениями в проекте;

управление контрактными отношениями;

управление безопасностью проекта;

правовое обеспечение проекта.

Наряду с количеством работ и ресурсов, подлежащих управлению, сложный инвестиционно-строительный проект характеризуется следующими признаками [23 ] :

инновационный характер объекта строительства;

большой объем инвестиций, позволяющий отнести проект к категории крупных и мега проектов;

множественность источников финансирования, особенно если в состав источников включены бюджеты любых уровней и средства международных финансовых организаций;

активное воздействие проекта на внешнее окружение (социальное, политическое, экономическое, экологическое, архитектурное и т.д.);

высокая социальная значимость проекта;

длительный срок реализации строительной части проекта, превышающий два финансовых года;

международный характер проекта;

необходимость обеспечения комплексной окупаемости проекта, включающей социальную (общественную), бюджетную и коммерческую окупаемость.

Однако необходимо отметить, что сейчас в мире среди строительных фирм есть некоторые проблемы в сфере управления проектами, наиболее частые и наиболее распространенные вопросы обобщены и условно разделены на следующие две категории:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Инвестиционная политика опыт реализации в странах с рыночным механизмом хозяйствования
Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные ...

Малый бизнес, его необходимость, сущность и роль в экономике. Проблемы становления малого бизнеса в России
Основой рыночной экономики любой страны является малый бизнес. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 100 ...