Программно - целевой метод

оценка затрат;

сопоставление результатов и затрат;

расчет эффективности.

Целевые программы регионального развития, в связи с природой своего географического происхождения делятся:

на программы стимулирования социально-экономического развития, посредствам ускорения экономического роста;

программы обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в особенности кризисных территорий).

И в первом и во втором случае, возможности, заложенные в программно-целевом планировании, реализуются не в полном объеме.

Разработку программных мероприятий региона необходимо проводить с учетом особенностей развития его экономики и использованием принципиально новых подходов. При этом следует концентрировать внимание не только предполагаемых результатах решения приоритетной задачи, но и на отдельных аспектах ее реализуемости: техническом, экономическом, финансовом, политическом, экологическом, маркетинговом. Данную процедуру позволяет провести существующая и используемая на практике методика оценки эффективности региональных целевых программ и проектов. Она позволяет разрабатывать новую целевую программу, обеспечивающую не только рациональное распределение финансовых средств из бюджетов всех уровней, но и использовать наиболее эффективные меры государственного регулирования экономики региона.

Вместе с тем в процессе формирования и реализации региональных программ важным механизмом программно-целевого управления является мониторинг и контроль их реализации, которые, в свою очередь, должны основываться на внедрении аудита, финансовом контроле реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Контрольные мероприятия должны реализовываться совместно федеральными и региональными органами управления, информационно открыто для населения.

Опыт применения федеральных и региональных программ в России создал «базу данных» механизмов решений региональных проблем. Но необходимо иметь в виду, что в условиях внешнеэкономических взаимодействий, грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ практически стирается. Эти механизмы начинают выступать в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.

Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась. Наличие проблемы эффективности Федеральных целевых программ подтверждается тем, что в 2011 практически на 50% были урезаны бюджетные расходы на данные программы от запланированного первоначально уровня, причем в значительной части за счет отказа от запуска новых программ. В регионах разрабатываются и реализуются долгосрочные целевые программы, в последнее время появился новый тип программных инструментов - комплексные инвестиционные планы, отличающиеся большей конкретностью и более четкой целевой направленностью по сравнению с долгосрочными целевыми программами. Количественный анализ структуры исходов затруднен отсутствием детальных аналитических отчетов по результатам исполнения программ и проектов, как правило, в отчетах отсутствует информация о произошедших изменениях по целям и срокам, результативность и эффективность не оценивается на всем интервале жизненного цикла программы (проекта), не учитываются и не оцениваются непредвиденные последствия.

На основе проведенного анализа можно сказать, что при разработке региональных программ социально-экономического развития следует учитывать следующие факторы:

экономическое развитие региона, то есть объективную оценку состояния регионального рынка промышленных и продовольственных товаров;

финансовое состояние и интересы региона;

социально-демографическое состояние региона;

инвестиционный климат в регионе;

региональное законодательство;

внешнеэкономические связи региона;

методы управления социально-экономическим развитием региона;

информационную открытость сопровождения программы социально-экономического развития региона;

существующий механизм и инструментарий реализации программ социально-экономического развития регионов;

систему мер вмешательства государственных органов в ход реализации программы в период экономической нестабильности региона или страны в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Инвестиционная политика опыт реализации в странах с рыночным механизмом хозяйствования
Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные ...

Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом в ООО Строительный мир
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления оборотным капиталом на российском рынке, что позволяло получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторо ...