Расчет экономической эффективности переработки использованных автомобильных шин

В последнее время большое внимание уделяется проблеме использования отходов производства и потребления, в том числе изношенных шин. [35, 38, 47 50, 56, 60.] Эта проблема имеет важное экологическое значение, поскольку изношенные шины, накапливаются в местах их эксплуатации (на автобазах, аэродромах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, горно-обогатительных предприятиях и т.д.), вывозимые на свалки или рассеянные на окружающих территориях, загрязняют окружающую среду так как не разлагаются, вследствие своей высокой стойкости к действию внешних факторов (солнечного света, влаги, кислорода, озона, микробиологических воздействий). Места скопления изношенных шин служат также благоприятной средой для обитания и размножения грызунов и насекомых, являющихся разносчиками различных заболеваний. Кроме того, шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное влияние на окружающую среду (почвы, воды, воздушный бассейн), так и на ее обитателей. [56, 55] При этом постоянное ужесточение принятых международных норм, ограничивающих загрязнение окружающей среды отходами, вынуждает тратить значительные средства на ликвидацию последствий загрязнения. [33] Таким образом, назрела острая необходимость утилизации отходов резинотехнических изделий, в том числе изношенных шин. [56]

Проблема изношенных шин имеет так же существенное экономическое значение, поскольку потребности хозяйства в природных ресурсах непрерывно растут. Последние становятся все более ограниченными, а их добыча - все более дорогостоящей.

В изношенных шинах содержится не только резина, свойства которой сравнительно близки к первоначальным, но и большие количества армирующих (текстильных и металлических) материалов. Использование этих материалов позволит значительно сэкономить ресурсы, а ликвидация свалок изношенных шин освободит значительные площади занимаемых ими земель.[55]

Вышедшие из эксплуатации шины, резиновые изделия и отходы резинотехнического и шинного производств являются одним из самых многотоннажных полимерных отходов [38, 41, 56, 58]. На момент выхода изделия из эксплуатации их полимерная основа претерпевает незначительные изменения, вследствие чего эти изделия можно рассматривать как важное сырье и источник экономии природных ресурсов.[58]

Заметную часть твердых отходов производства составляют изношенные шины (ИШ), в развитых индустриальных странах доля их достигает 1-2% от общего количества твердых отходов [48]

Ежегодный объем автомобильных покрышек в России составляет 720 тысяч тонн. Вместе с тем изношенные автошины являются источником ценного вторичного сырья: резины (каучука), сажи (практически чистого углерода), металла и синтетического корда. 90% всех резиносодержащих отходов находятся в шинах и представляют огромный резерв сырья. При наметившейся в промышленности невосполнимости материальных ресурсов большое значение приобретает эффективное использование вторичного сырья. [33]

Аналитический обзор литературы

    Изучение методов и расчёт себестоимости железнодорожных перевозок в условиях, отличных от среднедорожных
    Появление в условиях реформирования железнодорожного транспорта обособленных субъектов управления с разными формами собственности требует более детальных расчетов себестоимости перевозок отдельны ...

    Деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности страны
    Актуальность. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является приоритетной задачей таможенных органов. В то же время таможенные службы можно рассматривать и как элементы госуд ...