Основные критерии и методы расчета и определения эффективности диверсификации

Следует отметить, что любая экономико-математическая модель не является абсолютно универсальной, создается для конкретной предметной области и конкретной ситуации. Чтобы избежать неоправданного усложнения модели, а также отразить особенность предметной области, при создании модели делаются следующие допущения:

цены и спрос на уже производимые и потенциальные виды продукции задаются на вход модели из внешних источников. Модель не предназначена для прогнозирования спроса или объема реализации, а для определения этих параметров могут использоваться стандартные маркетинговые подходы;

вопросы расширения производственных возможностей не рассматриваются, т.е. учитываются те производственные ресурсы, которые уже есть в распоряжении предприятия.

Тем не менее, можно утверждать, что показатель потенциала диверсификации производства может быть одним из критериев при принятии решений по расширению производственных возможностей.

Решению указанной задачи соответствует целевая функция, значение которой и будет являться значением показателя потенциала диверсификации производства:

®max,

где - формула расчета потенциала диверсификации производства;* - показатель объема продаж:

;*- показатель прибыли от производства потенциальных видов продукции:

Значение для каждого i* -го вида продукции будет показывать, в каком максимальном объеме (в денежном выражении) предприятие может произвести продукции данного вида с учетом спроса и производственных возможностей.

Ограничения модели:

Производство ограничено спросом:

,

где - прогноз спроса на i* -й вид продукции;

· на использование ресурсов:

;

· на затраты на подготовку к производству продукции:

min(,1)*≤ Z, i*= 1 I*

· на денежные затраты на производство:

;

Безубыточность производства каждого вида продукции:

.

Следует обратить внимание на то, что рассчитывается не сумма использования ресурсов по всем видам продукции (как это делается при решении задач оптимизации плана производства), а использование ресурсов отдельно для каждого вида продукции. Это объясняется тем, что в данном случае не ставится задача планирования ассортимента и объемов выпуска продукции, а ставится задача определить, сколько и какой продукции предприятие может выпускать. Фактически, в результате реализации модели рассчитывается объем производства каждого из потенциальных видов продукции при условии, что на предприятии выпускается только этот один вид продукции. Такой подход позволяет абстрагироваться от того, каким может быть конкретный ассортимент выпускаемой продукции в будущем, и оценить возможности предприятия выпускать продукцию различных видов.

Очевидно, что предприятие не может воспользоваться имеющимся потенциалом сразу во всех направлениях, поэтому неверно было бы интерпретировать полученное значение S*как достижимый для предприятия объем реализации продукции - в силу ограниченности производственных возможностей в большинстве случаев предприятие не сможет одновременно производить все потенциальные виды продукции в необходимых объемах.

Фактически потенциал диверсификации производства отражает широту выбора, который есть у предприятия при формировании ассортимента продукции, с учетом производственных возможностей и спроса на продукцию, которую предприятие принципиально способно выпускать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Инвестиционные вложения в обновление основных производственных фондов на примере филиала СУ-45 ОАО Гомельпромстрой
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного ...

Налоги в составе цены. Ценообразование на рынке транспортных услуг
В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В условиях ...