Основные критерии и методы расчета и определения эффективности диверсификации

Себестоимость производства одной единицы продукции (условно-переменные затраты) составляет c

i

и ci*

для уже производимых и потенциальных видов продукции соответственно. Общий объем денежных средств, которые могут быть затрачены на производство, составляет C

. Условно-постоянные затраты не учитываются, поскольку при данной постановке задачи они не зависят от объемов и ассортимента выпускаемой продукции.

Поскольку наличие у предприятия производственных ресурсов может быть не подкреплено финансовыми ресурсами, которые необходимы для подготовки к производству новых видов продукции (особенно это справедливо для высокотехнологичных видов продукции), то необходимо учитывать эти затраты. Они составляют z i*для i* -го

вида продукции, а их максимальное суммарное значение составляет Z

.

Как было аргументировано выше, при оценке потенциала диверсификации производства необходимо сравнивать показатели деятельности предприятия при условии проведения диверсификации с текущими показателями (или с теми, какими бы они стали при отказе от диверсификации).

Основными показателями для сравнения будут такие:

. Объем реализации продукции в денежном выражении:

, (1)

где Vi - объем реализации i -го вида продукции в натуральном выражении;i - объем реализации i -го вида продукции в денежном выражении;i - цена реализации единицы i -го вида продукции.

Во избежание усложнения модели предполагается, что объем реализации равен объему производства - возможности накопления готовой продукции и последующей реализации складских запасов не рассматриваются, поскольку эти вопросы характерны, прежде всего, для календарно планирования и выходят за рамки оценки потенциала диверсификации производства.

. Прибыль от реализации продукции:

(2)

Выбор в пользу именно этих двух показателей объясняется следующим:

объем реализации продукции показывает устойчивость конкурентных позиций предприятия на рынке, а также наличие возможностей для маневрирования ценой, себестоимостью и т.п.;

прибыль от реализации продукции отражает способность предприятия создавать в процессе производства дополнительную стоимость и является источником средств для развития предприятия.

Оба эти показателя необходимо учитывать одновременно, поскольку положительная динамика только одного из них при отрицательной динамике другого свидетельствует о наличии существенных угроз конкурентным позициям предприятия.

Например, большой объем реализации при отсутствии прибыли может привести к истощению ресурсов предприятия, а высокая прибыль при низком объеме реализации говорит об уязвимости текущего положения предприятия, поскольку велика вероятность активных действий конкурентов.

Теперь необходимо отобрать из перечня потенциальных видов продукции те, производство которых для предприятия будет иметь экономическую целесообразность. В данном случае не ставится задача сформировать какой-либо альтернативный ассортимент продукции, а оцениваются потенциальные возможности реализовывать без убытка те виды продукции, которые предприятие в принципе способно производить.

Ввиду составного характера задачи оценки диверсификационного потенциала ее невозможно решить, просто подставив в какую-либо формулу значения доступности производственных ресурсов и спроса на продукцию. Необходимо одновременно учесть производственные возможности предприятия, его стремление к максимизации объемов производства при обеспечении его безубыточности и размеры потенциальных рынков.

Поэтому для решения поставленной задачи целесообразно использовать аппарат математического программирования, позволяющий находить экстремумы функций при заданных ограничениях. Постановка оптимизационной задачи будет направлена на определение максимально возможного (с учетом производственных ограничений, уровня спроса и экономической целесообразности) объема производства потенциальных видов продукции, а также результатов (объем реализации в денежном выражении и прибыль от реализации продукции), которые может обеспечить производство потенциальных видов продукции. Затем полученные данные можно будет сравнить с имеющимися показателями деятельности предприятия (объемом реализации и прибылью от реализации), что и позволит оценить потенциал диверсификации производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...

Инвестиционная политика Хабаровского края
Современное экономическое развитие Российской Федерации предполагает активное развитие Дальневосточных территорий. Для этих целей выделяются значительные средства, разрабатываются инвестиционные п ...