Понятие и структура налога

Налоговый кодекс РФ часть 1 статьи 8 дает точное определение не только налога, но и сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачи разрешений (лицензий)».

Отличие между этими понятиями налога и сбора заключается, в частности, в том, что налоги имеют общее значение, и в бюджете обезличиваются, а сборы и отчисления носят строго целевой характер и имеют свою правовую основу.

Химичева Н.И. к законодательному определению налога, добавляет еще признак определения размеров и сроков уплаты налога, который, несомненно, следует отнести к числу основных признаков налога.

Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и сроков уплаты.

Для уяснения понятия налога большое значение имеет установление системы элементов налога.

Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом элементы налога именуются элементами налогообложения. То есть Налоговый кодекс не разделяет понятия элементы налога и элементы налогообложения.

Крохина Ю.А. говорит о правовом механизме налога и исходит из того, что правовой механизм налога регулируется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязанности. Она выделяет основные, дополнительные и факультативные элементы правового механизма налога. Пепеляев С.Г. вводит понятие юридического состава налога и указывает, что установить элемент юридического состава налога - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Все элементы юридического состава налога он объединяет в две группы: существенные (либо сущностные) и факультативные.

Наукой не выработано единого критерия отнесения элементов налога к той или иной группе, и подчас элементами налога названы такие единицы, которые относятся к иным системам. Вместе с тем надо отметить, что перечисленные в ст. 17 НК РФ элементы налога (налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога) признаются авторами как основные, хотя и с небольшими изменениями в этом перечне. Что касается дополнительных и факультативных элементов, то здесь так же отсутствует единое мнение. Так Крохина Ю.А. называет в числе факультативных ведение специальных кадастров по имущественным налогам и специфических реестров, бандерольный способ уплаты, а среди дополнительных: налоговые льготы; предмет, база, единица налогообложения; источник уплаты налога; метод, сроки и способ уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога; особенности налоговой отчетности; Пепеляев С.Г. указывает на такие элементы, как ответственность за налоговые правонарушения и налоговые льготы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата ...

Инвестиционная политика муниципального образования, ее информационное и организационное обеспечение
На современном этапе развития российской экономики большое значение имеет сохранение и развитие производственного и экономического потенциала России, эффективность его использования и воспроизводс ...