Понятие и структура налога

На государство возложено надлежащее выполнение функций и задач в области национальной обороны, внутренней и внешней безопасности и политики, государственной власти и управления, образования, культуры, искусства, здравоохранения и физической культуры, социальной политики, охраны окружающей среды, международной деятельности, обслуживания внешнего и внутреннего долга и т.д. Выполнение этих задач невозможно без налоговых поступлений в централизованный фонд страны. Таким образом, можно заключить, что налоги являются следствием возникновения и функционирования государства.

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова дает следующее определение налога: «установленный обязательных платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц».

Подобное определение, безусловно, нельзя считать полным, поскольку оно не отражает ряд важнейших признаков рассматриваемого понятия, и, по сути, подходит как для определения налога, так и для определения сбора.

К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю определяют налог как принудительную выплату правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги.

Согласно ряду постановлений Конституционного Суда Российской Федерации налоги - необходимое условие существования государства. Они представляют собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и, как правило, не имеют целевого назначения. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, которое реализуется путем взыскания в бесспорном порядке сумм налоговой задолженности (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года 20-П Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»).

Категория «налог» в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог подчас определялся как всякий «общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц».

С принятием Налогового Кодекса РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от иных (неналоговых) платежей. В частности, БК РФ четко разграничил налоговые и неналоговые платежи, закрепив в пункте 1 статьи 41 «Виды доходов бюджетов», что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В настоящее время термином «налоговые платежи» охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Отличительные признаки налога можно увидеть на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Отличительные признаки налога

НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Малый бизнес в городе Абакане
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через ...

Механизм управления инвестиционно-строительными проектами с участием иностранного капитала (на примере китайских компаний в России)
Наметившийся в России устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни населения, активное обновление законодательства и одновременно возникновение критической массы проблем в сфере промышлен ...