Модели поведения человека в экономической теории

Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствуют иерархии интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить её стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.

Таким образом, поведение «экономического человека» определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом, всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов от законов природы в том, что первые проявляются обычно через деятельность людей, обладающих сознанием, проявляются обычно как тенденции и носят, как правило, исторический переходящий характер.

Многие современные ученые Запада утверждают, что рациональное поведение человека в экономике не свободно от больших психологических посылок. Это требует использования достижений теоретической и прикладной психологии, в том числе новой отрасли науки - экономической психологии. К психологическим предпосылкам экономического поведения человека традиционно обращается неоавстрийская школа. Появились теории рационального выбора, теория игр, теория человеческого капитала, общесоциологическая теория рационального действия, теория социального выбора.

Методологические подходы к экономическому поведению человека, основанные на сближении экономики и психологии, развивают идеи, дающие новые, более приближенные к реальности варианты описания экономического поведения человека.

Для российской экономической науки в прошлом было характерно моделирование рационального организованного общественного хозяйства и построение моделей предприятия, рационально действующих в условиях централизованной плановой экономики. Человек выступал органической составляющей частью этой модели. Рациональность его поведения определялась вписанностью в планомерно действующую организацию, где он трудился.

Переход к рыночной системе хозяйствования в России разрушил вписанность человека в общественную систему, нарушил прежние стереотипы его рационального поведения. и люди, рациональное поведение которых всю их жизнь поддерживалось системой плановой экономики и социальных гарантий, в условиях разрушения государственной экономической системы в период жесточайшего экономического кризиса в своей массе не могли перейти к иному типу рационального поведения, кроме минимизации личных потребностей и стремления достичь максимально приемлемого уровня жизни. Большинство - особенно немолодых людей - оказались неготовыми принимать самостоятельные экономические решения, не говоря уже о том, чтобы руководствоваться принципом максимизации личных доходов или полезности. Принцип этот взят на вооружение сравнительно небольшой группой экономический агентов, называемых «новыми русскими». Впитывают основы этого принципа и молодые люди.

Для конструирования модели поведения экономического человека в наших условиях необходимо изучать состояние обыденного и научного общественного сознания, социальную структуру общества, цели экономической деятельности и способы их достижения. при этом речь может идти не о смене парадигмы в экономической теории, как предлагает ряд ученых, а о параллельной разработке теории, имеющих различные парадигмы.

человек экономический бентам поведение

Перейти на страницу: 1 2 3 

Инвестиционная деятельность ОАО АНПП Темп-Авиа
Инвестиции имеют большое значение для будущего положения предприятия. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного хара ...

Инвестиционная привлекательность предприятия оценка и направления повышения
Для поддержания конкурентоспособности и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, ...