Социальное партнерство: понятие и субъекты взаимоотношений

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:

)Гармоническое -утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом», -утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев . Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения - объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

) Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия. Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно.

) Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

Трудовые отношения - это составная часть общей системы производственных социально-экономических отношений. Но это специфическая, особенная часть производственных отношений. Трудовые отношения возникают между работодателем и работником по поводу найма рабочей силы и условий трудового процесса. В трудовые отношения входят отношения по оплате труда, по вопросам условий и охраны труда, по вопросам занятости, некоторые вопросы социальных гарантий и тому подобное. Специфичность трудовых отношений проявляется и в том, что они в значительной степени регулируются трудовым законодательством.

В настоящее время в России происходит переход от одной системы трудовых отношений - от системы жестко регламентированных трудовых отношений - к другой - рыночной системе трудовых отношений. Основным отличительным' признаком можно считать то, что при нормативных трудовых отношениях трудовые вопросы жестко регламентировались законодательством и иными нормативными, чаще всего подзаконными актами. При рыночной системе трудовых отношений основной упор делается на их договорной характер между субъектами социально-трудовых отношений (работниками, работодателями, государством). Не случайно в последнее время в России появилось достаточно много самых разнообразных видов трудовых договоров. При этом, конечно, значительную роль играет и нормативное регулирование трудовых отношений. Однако, несмотря на то, что при рыночной системе нормативное регулирование трудовых отношений продолжает играть весьма значительную роль, сам характер этого регулирования существенно изменяется.

Перейти на страницу: 1 2 3

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...

Заработная плата в Республике Беларусь
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия, а значит, заработная плата и в перспективе будет наибо ...