Социальное партнерство: понятие и субъекты взаимоотношений

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:

)Гармоническое -утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом», -утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев . Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения - объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

) Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия. Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно.

) Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

Трудовые отношения - это составная часть общей системы производственных социально-экономических отношений. Но это специфическая, особенная часть производственных отношений. Трудовые отношения возникают между работодателем и работником по поводу найма рабочей силы и условий трудового процесса. В трудовые отношения входят отношения по оплате труда, по вопросам условий и охраны труда, по вопросам занятости, некоторые вопросы социальных гарантий и тому подобное. Специфичность трудовых отношений проявляется и в том, что они в значительной степени регулируются трудовым законодательством.

В настоящее время в России происходит переход от одной системы трудовых отношений - от системы жестко регламентированных трудовых отношений - к другой - рыночной системе трудовых отношений. Основным отличительным' признаком можно считать то, что при нормативных трудовых отношениях трудовые вопросы жестко регламентировались законодательством и иными нормативными, чаще всего подзаконными актами. При рыночной системе трудовых отношений основной упор делается на их договорной характер между субъектами социально-трудовых отношений (работниками, работодателями, государством). Не случайно в последнее время в России появилось достаточно много самых разнообразных видов трудовых договоров. При этом, конечно, значительную роль играет и нормативное регулирование трудовых отношений. Однако, несмотря на то, что при рыночной системе нормативное регулирование трудовых отношений продолжает играть весьма значительную роль, сам характер этого регулирования существенно изменяется.

Перейти на страницу: 1 2 3

Модернизация хозяйственных взаимодействий на основе развития интернет-услуг
Современные трансформации хозяйственных систем, основные характеристики экономического роста связаны с возрастающей значимостью наукоемкого, высокотехнологичного производства и сферы услуг. В усл ...

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...