Социальное партнерство: понятие и субъекты взаимоотношений

В странах с развитой рыночной экономикой трудовые отношения получили свое развитие в качестве социально-партнерских отношений, что вылилось в формирование системы социального партнерства - современного способа регулирования социально-трудовых отношений между государством, работником и работодателем.

Возникновение и развитие партнерских отношений обусловлено потребностью новых социально-экономических и политических реалий, проявившихся в формировании рыночных отношений в экономике России на рубеже 19-20 вв. Идеи согласования интересов представителей труда и капитала возникли намного раньше. Они развивались в различных формах - от установления устных договоров работников и работодателей под патронажем органов государственной власти до заключения письменных договоров и соглашений в рамках отдельных предприятий и отраслей.

Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.

Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов и способов воздействия на них предпринял итальянский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Он видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию; и считал, что нужно уметь правильно воздействовать на конфликт. Эту миссию, по мнению Макиавелли, призвано выполнять государство.

Впервые теоретический анализ системы социально-трудовых отношений осуществил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) Он показал, что пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов ведут к возникновению конфликтов в обществе.

Идеи «общественного договора», при достижении которого люди приобретут утраченную гармонию общественных отношений, стремление к согласию и миру были сформулированы в трудах Томаса Гоббса в его «Левиафане» и «Философских элементах учения о гражданине», а также философом-просветителем Жан-Жаком Руссо.

Немецкие философы Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) и Иммануил Кант (1724-1804 гг.) считали, что состояние мира и согласия между людьми должно устанавливаться на основе договора и достижения компромисса в общественно-экономической жизни.

Также теоретико-концептуальные основы социального партнерства находят свое воплощение в разработке теорий социального действия (Макс Вебер, Т. Парсонс). Они исследовали механизмы согласованности и взаимодействия субъектов социальных систем на основе общепринятых норм, стандартов поведения, превращения их во внутренние мотивы деятельности.

Однако, не следует упускать еще один момент в рамках данного исследования. Это попытка раскрыть проблемы взаимоотношений наемного труда и капитала, работодателей и наемных работников, как исторически обусловленный фактор социального партнерства.

Современный этап развития России характеризуется значительным усложнением экономических процессов, разбалансированием хозяйственных связей, институциональной неопределенностью, политической и экономической нестабильностью. При переходе к рыночным отношениям в наиболее сложной ситуации оказались производственные предприятия - основа функционирования и развития экономики. Задавленные налоговыми обязательствами и неплатежами, подверженные внутренним противоречиям, отягощенные бюрократической и социальной надстройкой, производственные предприятия попали в полосу глубокого экономического и социального кризиса, что сказалось на отношениях работодателей и наемных работников.

Перейти на страницу: 1 2 3

Изучение организации деятельности предприятия ОАО Тяжмехпресс
Изучение организации деятельности предприятия. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: Дать общую характеристику предприятию ОАО «Тяжмехпресс». Описать организационную структу ...

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...