Развитие методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации

Но с развитием экономики и культуры потребности растут, особенно за счет растущей социальной компоненты. Если раньше здравоохранение и образование были бесплатными, и соответствующие услуги не входили в состав потребительской корзины, то теперь их нельзя не включать в прожиточный минимум. То же самое касается оплаты услуг ЖКХ. Монетизация льгот ветеранам труда лишила их возможности бесплатного потребления некоторых существенно необходимых благ. Поэтому размер прожиточного минимума регулярно пересматривается.

За IV квартал 2012 г. в целом по Российской Федерации на душу населения установлен прожиточный минимум 6705 руб., для трудоспособного населения - 7263 руб., пенсионеров - 5281 руб., детей - 6432 руб По сравнению с III кварталом 2012 г. величина прожиточного минимума возросла для всего населения на 0,9%. Сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по РФ в 2012 г. представлены в приложении 2 (по данным Федеральной службы государственной статистики).

Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.01.2013 № 30-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Волгоградской области за IV квартал 2012 г.» установлена величина прожиточного минимума по Волгоградской области за IV квартал 2012 г. в расчете на душу населения - 6474 рублей; для трудоспособного населения - 6996 рублей; для пенсионеров - 5263 рублей; для детей - 6209 рублей (в приложении 3 представлены данные о прожиточном минимуме в Волгоградской области в 2008-2012 гг.). Такие суммы были установлены в соответствии с данными об уровне цен на продукты питания, расходы по обязательным платежам и сборам и на непродовольственные товары и услуги. Расчет был произведен на основании потребительской корзины, установленной Законом Волгоградской области от 13.11.2001 (с изм. и доп.) «О потребительской корзине Волгоградской области - минимальном наборе продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг». В целом позитивным следует признать тот факт, что на протяжении всего 2012 г. данный показатель увеличивался. Ведь «на основании величины прожиточного минимума разрабатываются и реализуются социальные целевые программы региона, а так же оказывается помощь малоимущим гражданам, формируется областной бюджет. Уменьшение данной величины неизменно повлечет за собой снижение дотаций для социально незащищенных слоев населения. По данным пресс-службы администрации Волгоградской области, таких нуждающихся в регионе более трехсот тысяч человек».

Вместе с тем, по поводу прожиточного минимума и в целом по РФ, и по Волгоградской области следует разделить мнение экспертов о том, что «он давно устарел и скорее отражает норму физического выживания человека». По имеющимся расчетам, прожиточный минимум должен быть увеличен как минимум в 2 раза, чтобы полнее отражать реальное положение вещей. Ведь в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция-2020) основным целевым ориентиром социальной политики является, в том числе, снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 % в 2007 г. до 6 - 7 % в 2020 г. и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 г. до более половины населения.

Пока же экономисты (и не только они!) фактически признают социальную и экономическую политику Правительства РФ несостоятельной, поскольку она воспроизводит бедность. Россия - страна нищих и миллиардеров. Обе категории населения быстро растут, в то время как российский средний класс численно не увеличивается. Только 3% населения получает более $1000 в месяц, зато около 20 млн. трудоспособных россиян по различным причинам вообще не хотят работать. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизалась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2012 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого - ниже прожиточного минимума. 46 % людей в бюджетной сфере получают заработную плату ниже прожиточного минимума.

Перейти на страницу: 1 2 3

Модели поведения фирм институциональная, предпринимательская, контрактная
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому, как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организац ...

Методы управления региональным развитием РФ
В силу экономических преобразований России, процессы регионализации экономики приобрели новое значение и сегодня особенно актуальны. Указанные процессы послужили определенным толчком к возрастани ...