Развитие методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации

В нашей стране в советский период не был законодательно определен прожиточный минимум. В качестве исключения из этого можно указать на ст. 58 Кодекса законов о труде (1918 г.), где говорилось: «Размер определяемого тарифным положением вознаграждения во всяком случае не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным Комиссариатом труда для населения каждой местности Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Однако в начале 1990-х гг. к этому вопросу вынуждено было обратиться ещё руководство СССР. Речь идет об Указе Президента СССР от 21.05.1991 «О Минимальном потребительском бюджете». В этом документе была отмечена необходимость «Государственным органам, занятым разработкой минимальных потребительских бюджетов, учитывать альтернативные расчеты профсоюзов, обществ защиты прав потребителей и других общественных организаций». Затем понятие потребительской корзины (в качестве обозначения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые считаются необходимыми для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности) было введено Указом Президента РФ в 1992 г., которым предусматривалось введение в практическую социальную политику прожиточного (физиологического) минимума, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги).

Считалось, что введение потребительской корзины - это временная мера на короткий срок кризиса. В первые годы рыночных отношений в России бедность воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования, как пережиток советских времен. Будущее же значительной массе населения виделось радужным. По истечении более 20-ти лет стало очевидным, что эти ожидания оправдались лишь у меньшей части россиян.

В 1992-1999 гг. расчет величины прожиточного минимума производился на основе Методических рекомендаций Минтруда России, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 210.

Впоследствии были приняты:

Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.03.2006 № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (до него действовал аналогичный закон 1999 г.; на основе законодательства о потребительской корзине и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ, приведенная в табл. 1 (приложение 1)).

Это - одни из базовых правовых актов, действовавших (с учетом многочисленных редакций) до недавнего времени. Но основным явился Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который со многими изменениями и дополнениями продолжает свое действие. прожиточный минимум россия мировой

В Методические рекомендации 1999 г. в 2007 г. были внесены изменения, касающиеся увеличения объемов предоставления отдельных услуг. Так, при формировании минимального объема транспортных услуг не стали учитываться льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров. Был увеличен срок износа предметов первой необходимости, санитарии и лекарств, входящих в минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования на одну среднестатистическую семью в целом по РФ, с 10% до 11,4% от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Изменены были и отдельные показатели минимального набора услуг в целом по РФ. За счет учета транспортных услуг, предоставляемых пенсионерам, увеличена норма потребления транспортных услуг с 442 до 482 поездок в год. Ранее транспортные услуги для пенсионеров в минимальный набор услуг в целом по РФ не включались. Кроме того, минимальный набор услуг был дополнен услугами культуры, норма потребления которых составила 5% общей величины расходов на услуги. Увеличился и объем потребления предметов первой необходимости, предусмотренный в потребительской корзине для пенсионеров и детей, с 10% до 15% и 12% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц соответственно. Также был увеличен объем потребления «других видов услуг», входящих в потребительскую корзину, до 15 % общей величины расходов на услуги в месяц для всех категорий населения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности страны
Актуальность. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является приоритетной задачей таможенных органов. В то же время таможенные службы можно рассматривать и как элементы госуд ...

Диалектика формы и содержания общественного производства
Общественное производство - одна из самых актуальных экономических проблем нашего времени. Ведь решение важнейших экономических и социальных проблем рыночного переустройства России связано не тол ...