Сущность финансово-экономического анализа, цели и приемы анализа

Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что, в первую очередь, определяется степень влияния количественных показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь - качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат, степень эффективности использования финансовых ресурсов.

Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору - на отчетный количественный фактор [6, с. 35].

Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью приема, получившего название «элиминирование». Элиминирование - логический прием, используемый при изучении функциональной связи, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных. Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.

Анализ доходности (рентабельности) предприятия

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли [12, с. 56].

Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом по данным работы за год.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции:

) Расчет общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:

DР = Р1 - Р0 , (1)

гдеР1 - прибыль отчетного года, руб.;

Р0 - прибыль базисного года, руб.

) Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DР1):

DР1 = S g1p1 - Sg1p0 , (2)

гдеS g1p1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (p - цена изделия; g - количество изделий);

Sg1p0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DР2):

DР2 = Р0K1 - P0 = P0(K1 - 1), (3)

гдеK1 - коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

K1 = S g1c0 / S g0c0, (4)

гдеS g1c0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах базисного года, руб.;

S g0c0 - себестоимость базисного года, руб.

) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости продукции:

DР3 = S g1c1 - S g1c0, (5)

гдеS g1c1 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год, руб.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:

DР = Р1 - Р0 = DР1 + DР2 + DР3 = S DРi , (6)

где:DРi - изменение прибыли за счет i-го фактора.

На основании данных приложения составим таблицу 1 и проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции в ОАО «МПЗ».

Таблица 1 - Показатели для анализа прибыли от реализации продукции ОАО «МПЗ»

Показатель

Обозначение

2010 год

2011 год

Количество реализованных изделий, шт.

g

125 170

118 640

Цена 1 единицы реализованных изделий, руб.

p

24 920

25 760

Себестоимость 1 единицы реализованных изделий, руб.

c

17 800

18 400

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

Р

891 210

873 190

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Модернизация хозяйственных взаимодействий на основе развития интернет-услуг
Современные трансформации хозяйственных систем, основные характеристики экономического роста связаны с возрастающей значимостью наукоемкого, высокотехнологичного производства и сферы услуг. В усл ...

Издержки производства
Каждое коммерческое предприятие любого общества ставит перед собой одну задачу: получение как можно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар ...