Жилищная политика: формы и методы её реализации в странах с рыночной экономикой

¾ многоэтажные здания с арендой по низким ценам (HBM);

¾ многоэтажные здания с умеренной арендной платой (HLM);

¾ многоэтажные здания смешанного типа (HM), включающие как дотационное жилье (пропорционально доходам квартиросъемщиков), так и жилье без дотаций.

Например, согласно законодательству кантона Женевы сумма расходов на аренду жилого помещения для нуждающихся в социальной поддержке групп населения не должна быть ниже 18% и не должна превышать 23,4% общего дохода семьи (до выплаты налогов). В случае снижения или превышения этих показателей у нанимателя жилого помещения возникает, соответственно, обязанность нести дополнительные расходы либо утрачивается право на получение субсидии. .[10]

При этом государство осуществляет субсидирование расходов собственников общественного жилья, понесенных ими в связи с содержанием многоквартирных домов, в которых установлена предельная стоимость найма жилого помещения.

Кроме того, в Швейцарии осуществляется контроль над доходами собственников общественного жилья - прибыль арендодателя должна быть обоснованна и не может превышать 5% в год, в противном случае увеличивается ставка налога на прибыль.

Представляется, что швейцарский опыт государственной поддержки малообеспеченных слоев населения может быть использован и при решении вопросов жилищного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Беларусь.

При реализации жилищной политики в Швейцарии большое значение придается вопросам охраны окружающей среды, а также связанным с ними вопросам энергоэффективности.

Активным участником жилищного и иного строительства является швейцарский Фонд «Minergie», контролируемый государством. В частности, разрешение на строительство новых зданий выдается лишь при условии соответствия проектной документации стандарту «Minergie-2007», который предусматривает использование энергосберегающих технологий, при которых энергопотребление здания не может превышать эквивалент «Minergie» (7,8 л мазута/м2/год). .[10]

К числу положительных результатов реализации жилищной политики Швейцарии следует отнести значительное количество жилых помещений, отвечающих высоким техническим и экологическим стандартам, адаптация его к потребностям инвалидов и иных категорий населения, доступность аренды жилья для большей части населения, рациональное зонирование территорий, создающее оптимальный баланс между территориями под застройкой, сельскохозяйственными угодьями, лесами и иными территориями, что обусловливает комфортную среду проживания.

Изложенный швейцарский опыт жилищного строительства и государственного регулирования в жилищной сфере представляется интересным и после соответствующей адаптации может быть использован при корректировке жилищной, земельной, экологической и градостроительной политики Республики Беларусь, а также при совершенствовании соответствующего законодательства.

Учитывая то, что в настоящее время в Республики Беларусь разрабатывается ряд технических регламентов, в том числе технические регламенты о зданиях и сооружениях, о строительных материалах и т.п., подходы к регулированию соответствующих вопросов и швейцарские стандарты могут быть использованы при работе над соответствующими законопроектами, в том числе в части, касающейся повышения энергоэффективности зданий и сооружений

Вывод: устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Для рационализации потребления услуг и доведения их объемов до уровня мировых стандартов следует активизировать работы по оснащению жилищного фонда современными средствами контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры.

Нормативно-правовое обеспечение развития и функционирования системы ЖКХ должно соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищной сферы должно стать планомерное снижение себестоимости услуг ЖКХ (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсоэнергосбережению и др.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов при переходе на бездотационное функционирование и ликвидацию перекрестного субсидирования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Место России в международном разделении труда
На фоне мировой глобализации охватывающей уже практически все сферы общества, каждой стране отводится своя роль в этом процессе или так сказать явлении. Предметом особого рассмотрения является эко ...

Инвестиционная политика Хабаровского края
Современное экономическое развитие Российской Федерации предполагает активное развитие Дальневосточных территорий. Для этих целей выделяются значительные средства, разрабатываются инвестиционные п ...