Жилищная политика: формы и методы её реализации в странах с рыночной экономикой

¾ многоэтажные здания с арендой по низким ценам (HBM);

¾ многоэтажные здания с умеренной арендной платой (HLM);

¾ многоэтажные здания смешанного типа (HM), включающие как дотационное жилье (пропорционально доходам квартиросъемщиков), так и жилье без дотаций.

Например, согласно законодательству кантона Женевы сумма расходов на аренду жилого помещения для нуждающихся в социальной поддержке групп населения не должна быть ниже 18% и не должна превышать 23,4% общего дохода семьи (до выплаты налогов). В случае снижения или превышения этих показателей у нанимателя жилого помещения возникает, соответственно, обязанность нести дополнительные расходы либо утрачивается право на получение субсидии. .[10]

При этом государство осуществляет субсидирование расходов собственников общественного жилья, понесенных ими в связи с содержанием многоквартирных домов, в которых установлена предельная стоимость найма жилого помещения.

Кроме того, в Швейцарии осуществляется контроль над доходами собственников общественного жилья - прибыль арендодателя должна быть обоснованна и не может превышать 5% в год, в противном случае увеличивается ставка налога на прибыль.

Представляется, что швейцарский опыт государственной поддержки малообеспеченных слоев населения может быть использован и при решении вопросов жилищного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Беларусь.

При реализации жилищной политики в Швейцарии большое значение придается вопросам охраны окружающей среды, а также связанным с ними вопросам энергоэффективности.

Активным участником жилищного и иного строительства является швейцарский Фонд «Minergie», контролируемый государством. В частности, разрешение на строительство новых зданий выдается лишь при условии соответствия проектной документации стандарту «Minergie-2007», который предусматривает использование энергосберегающих технологий, при которых энергопотребление здания не может превышать эквивалент «Minergie» (7,8 л мазута/м2/год). .[10]

К числу положительных результатов реализации жилищной политики Швейцарии следует отнести значительное количество жилых помещений, отвечающих высоким техническим и экологическим стандартам, адаптация его к потребностям инвалидов и иных категорий населения, доступность аренды жилья для большей части населения, рациональное зонирование территорий, создающее оптимальный баланс между территориями под застройкой, сельскохозяйственными угодьями, лесами и иными территориями, что обусловливает комфортную среду проживания.

Изложенный швейцарский опыт жилищного строительства и государственного регулирования в жилищной сфере представляется интересным и после соответствующей адаптации может быть использован при корректировке жилищной, земельной, экологической и градостроительной политики Республики Беларусь, а также при совершенствовании соответствующего законодательства.

Учитывая то, что в настоящее время в Республики Беларусь разрабатывается ряд технических регламентов, в том числе технические регламенты о зданиях и сооружениях, о строительных материалах и т.п., подходы к регулированию соответствующих вопросов и швейцарские стандарты могут быть использованы при работе над соответствующими законопроектами, в том числе в части, касающейся повышения энергоэффективности зданий и сооружений

Вывод: устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Для рационализации потребления услуг и доведения их объемов до уровня мировых стандартов следует активизировать работы по оснащению жилищного фонда современными средствами контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры.

Нормативно-правовое обеспечение развития и функционирования системы ЖКХ должно соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищной сферы должно стать планомерное снижение себестоимости услуг ЖКХ (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсоэнергосбережению и др.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов при переходе на бездотационное функционирование и ликвидацию перекрестного субсидирования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Налоги в составе цены. Ценообразование на рынке транспортных услуг
В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В условиях ...

Реконструкции ЗАО Стайлер с разработкой малярного участка
автомобильный развитие экономический эффективность Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня и условий функционирования производственно-техн ...