Жилищная политика: формы и методы её реализации в странах с рыночной экономикой

На уровне конфедерации устанавливаются общие правовые условия, позволяющие реализовать частную экономическую инициативу в жилищной сфере, осуществляется стимулирование строительства жилья, инвестиций и приобретения его в собственность (путем гибкой налоговой политики, предоставления займов, государственных гарантий, других форм непрямого финансирования), регулируются отношения между арендаторами жилья и арендодателями, в том числе вопросы арендной платы, устанавливаются общие требования к территориальному планированию и обустройству земельных участков для жилищного строительства, регулируются отношения в области охраны окружающей среды, экологической и энергетической политики. [10]

К полномочиям кантонов отнесено регулирование вопросов во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере жилищного обеспечения населения и строительства. Кантоны стимулируют строительство жилья для общественных нужд, в том числе предоставляют налоговые льготы, субсидии, займы, государственные гарантии, осуществляют земельную политику, принимают генеральные планы развития кантонов, устанавливают требования к использованию земель и строительству, участвуют в строительстве жилья, контролируют размер арендной платы за жилье в зданиях, построенных кантоном или публичными застройщиками при поддержке кантона, способствуют обеспечению жильем наименее защищенных слоев населения и т.д.

Согласно ст. 1 Закона о жилье и защите прав квартиросъемщиков (LGL) кантон Женева стимулирует строительство жилья для общественных нужд, а также стремится улучшить качество жилья в рамках и согласно критериям этого Закона. Для этого кантон:

¾ приобретает земельные участки, пользуясь правом первой руки и правом на экспроприацию, которые дает кантону этот Закон;

¾ стимулирует строительство жилья, не носящего коммерческий характер (предоставляет гарантии на ипотечные кредиты, займы с низкой процентной ставкой или без процентной ставки, субсидии, налоговые льготы, предоставляет, при наличии, земельные участки для строительства, оказывает помощь в их подготовке и оборудовании для строительства). Кантон может также использовать помощь и средства, которые дают кантонам федеральные законы и директивы;

¾ строит жилье при посредничестве организаций публичного права;

¾ контролирует качество жилищных построек и качество их окружения;

¾ поддерживает, в рамках устойчивого развития, проекты, использующие экологически чистые материалы. [10]

Поскольку институт нанимателей жилых помещений распространен в Швейцарии значительно шире, нежели институт собственников жилья, жилищные проблемы населения решаются, главным образом, посредством найма жилья на свободном рынке, а также в секторе жилья общественного использования (но лишь для тех категорий квартиросъемщиков, чей доход не превышает установленных параметров - «уровня входа»).

Основной проблемой в области обеспечения жильем в Швейцарии является нехватка свободных жилых помещений (в среднем по Швейцарии число таких помещений не превышает 1%, а в кантоне Женева - лишь 0,2%), а также связанный с этим рост арендной платы, нередко опережающий инфляцию.

Вследствие этого государственная стимулирование строительства нового жилья частными застройщиками, а также непосредственное участие в строительстве жилья общественного использования. Право стать нанимателем такого жилого помещения принадлежит гражданам с невысокими доходами, не имеющим дорогостоящего имущества, а также людям, чьи потребности не учитываются рынком (малоимущие граждане, пожилые люди, студенты, многодетные семьи, люди с ограниченными физическими возможностями и др.). [10]

В целом можно сказать, что жилищная политика Швейцарии направлена на обеспечения доступности найма жилищных помещений, в том числе частного жилищного фонда, для большинства нуждающихся в жилом помещении граждан путем поддержания умеренных цен на аренду жилых помещений.

Государство оказывает инвесторам поддержку в строительстве и реконструкции жилья, которое способно найти спрос у экономических слабых групп населения.

Главные субъекты государственной поддержки - строители жилья для общественных нужд (общественные фонды, жилищные кооперативы и др.). Жилье, построенное указанными субъектами, является более дешевым, чем жилье других инвесторов, что позволяет существенно снижать плату за его аренду для отдельных категорий граждан. Государство на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях поддерживает своим долевым участием создание и функционирование организаций, строящих жилье для общественных нужд, стимулирует их деятельность путем предоставления беспроцентных займов и займов с низкой процентной ставкой, субсидий, налоговых льгот, предоставления земельных участков по низким ценам, помощи в подготовке и оборудовании земельных участков для строительства, предоставления гарантий и т.п.[10]

При этом государственное регулирование, главным образом, касается жилого фонда трех категорий:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...

Малый бизнес в городе Абакане
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через ...