Рентабельность продукции - важнейший фактор обеспечения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями являются система показателей рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности, означает прибыльность доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточного для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели - они практически не подвержены влиянию инфляции.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.

Система показателей включает показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности. Проиллюстрируем порядок расчета основных показателей рентабельности по данным отчетности. Заметим, что показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах или в процентах.

Рентабельность как экономическая категория измеряется количественно путем сопоставления дохода с затратами. Применительно к рентабельности продукции показатель рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к текущим затратам и определяется по формуле[1, с.84]:

Рп = (Пр:С) х 100 (1.3)

Где Рп - рентабельность продукции;

Пр - прибыль от реализации;

С - текущие затраты.

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции - это расчет с учетом доходности на вложенный капитал[33, с.314]:

Рв.к. = (ВК хУДв.к.) / (Сед х ОРнат) х100 , (1.4)

где Рв.к.- рентабельность на вложенный капитал;

ВК - вложенный в данное производство капитал;

УД в.к.− уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

Сед- себестоимость единицы продукции;

ОРнат - объем реализации в натуральном выражении.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле[33, с.297]:

= Пп / В х100, (1.5)

где ROS - рентабельность продаж;

Пп − прибыль от продаж;

В- выручка от продаж.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение себестоимости может означать и падение спроса на нее.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Рентабельность активов (или доходов от инвестиций)[33, с.610]:

А = П / Аср х 100 , (1.6)

где ROА - рентабельность активов;

П − прибыль предприятия;

Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Рентабельность акционерного, или собственного капитала

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, − собственных средств[33, с.423]:

Е = ЧП / СКсрх 100, (1.7)

где ROЕ − рентабельность собственного (акционерного) капитала;

ЧП − чистая прибыль предприятия;

СКср − средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом[33, с.105]:

Рп.к. = ЧП / ПКсрх100, (1.8)

где Рп.к. − рентабельность перманентного капитала;

ЧП − чистая прибыль предприятия;

ПКср − средняя величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Перейти на страницу: 1 2 3

Микроэкономические условия обеспечения устойчивого функционирования и развития региона
В начале XX века российским ученым В.И. Вернадским было разработано учение о биосфере, живом веществе (организующим земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу. Ноосфера (от греч. noos - разум ...

Монетарная политика и инфляция в современной России
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. В мире нет ни одной страны, в которой экономика ...