Рентабельность продукции - важнейший фактор обеспечения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия

В результате опережающего роста себестоимости продукции (128 процентов) над прибылью от реализации продукции (124,4 процента) рентабельность затрат снизилась с 10,6 процента в 2011г. до 10,3 процента в текущем году. Рентабельность продаж также уменьшилась - с 6,6 процента до 6,4 процента соответственно. Снижение, как рентабельности реализованной продукции, так и рентабельности продаж наблюдалось в большинстве основных отраслей экономики, за исключением сельского хозяйства и материально-технического снабжения и сбыта. В промышленности наибольшее снижение рентабельности реализованной продукции, а также рентабельности продаж наблюдалось в электроэнергетике и в промышленности строительных материалов, а наибольший рост наблюдался в пищевой промышленности.

В 2011 году рентабельными (по реализации продукции) были 83,5 процента предприятий, учитываемых Белстатом в текущем порядке. Вместе с тем, доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий (с рентабельностью от 0 до 5 процентов) остается существенной. В целом, по экономике, в 2011 году доля предприятий составила 46,6 процента (годом ранее - 46,2 процента). В том числе в сельском хозяйстве - 68,9 процента (71,6 процента), в жилищно-коммунальном хозяйстве - 68,8 процента (66,5 процента), в промышленности - 43,4 процента (42,9 процента) и в торговле и общественном питании - 43,3 процента (44,9 процента).

В таблице 1.2 представлена общая динамика рентабельности реализованной продукции, промышленных предприятий Республики Беларусь.

Таблица 1.2 - Рентабельность реализованной продукции предприятий, промышленности Республики Беларусь

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, процентов

10,5

12,0

15,3

15,4

15,5

13,0

15,3

9,9

Из данной таблицы видно, что уровень рентабельности реализованной продукции имеет положительную тенденцию на протяжении рассматриваемого периода. Однако в 2011году наблюдается значительное снижение данного показателя по сравнению с остальными периодами, что свидетельствует о сокращении объемов прибыли от реализации продукции и увеличении затрат на ее производство и реализацию.

Рассмотрим факторы оказывающие влияние на уровень рентабельности продукции предприятия.

Определяющим в содержании понятия "рентабельность производства" является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства [30, c.25].

Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию, а также предложение и конкуренция продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции [14, c.300].

Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов.

В свою очередь, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Модернизация хозяйственных взаимодействий на основе развития интернет-услуг
Современные трансформации хозяйственных систем, основные характеристики экономического роста связаны с возрастающей значимостью наукоемкого, высокотехнологичного производства и сферы услуг. В усл ...

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...