Прогнозирование и планирование доходов в торговле

При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие между желанием получить максимальную прибыль и реальными возможностями ее получения исходя из мощности организации, объемов деятельности, доходов, расходов и других ограничений.

Механизм планирования прибыли торговли потребительской кооперации имеет свою специфику. Во-первых, форма собственности кооперативных организаций предполагает, что прибыль является главной формой получаемого ими чистого дохода.

Во-вторых, особенностью кооперативной торговли является социальная направленность потребительской кооперации, поэтому расчет оптимального размера прибыли необходимо производить не только с точки зрения финансовых потребностей организации, но и с учетом ограничений торговых надбавок на социально значимые товары, доля которых в товарообороте кооперативной торговли весьма высока.

Также необходимо принимать во внимание целесообразность повышения материальной заинтересованности пайщиков в увеличении прибыли, т.е. включать в расчет финансовых потребностей организации выплаты дивидендов и рост их доли в чистой прибыли.

Размер планируемой прибыли торговых организаций обусловлен определенными объективными критериями, включающими:

¾ размер минимальной нормы прибыли, основанный на уровне банковской процентной ставки по депозитным вкладам;

¾ размер целевой прибыли, предполагающий эффективное финансирование развития организации;

¾ размер удовлетворительной прибыли, создающий для торговли условия, аналогичные условиям в других отраслях народного хозяйства.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы различные методы и подходы:

¾ метод экспертных оценок;

¾ метод прямого счета;

¾ определение прибыли на вложенный капитал;

¾ определение целевой прибыли, достаточной для развития организации;

¾ расчет прибыли исходя из среднерыночной нормы.

В процессе обоснования плана прибыли целесообразно производить многовариантные экономические расчеты.

Метод экспертных оценок основан на использовании результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде и описывается формулой (4.1):

(4.1)

где Пвозм - возможный размер прибыли от торговой деятельности, р.; - уровень рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %; РТОп -плановый объем товарооборота, р.; - изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.

Метод прямого счета применяется с помощью формулы (4.2):

Пп = Дп - Рп - Оп (4.2)

где Пп - прогнозируемая сумма прибыли от торговой деятельности, р.; Дп - прогнозируемая сумма дохода от реализации, р.; Рп - прогнозируемая сумма расходов на реализацию, р.; Оп - прогнозируемая сумма отчислений из дохода, р.

Метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранности достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и ее увеличения. Фактически подобный расчет является расчетом неявных расходов в части альтернативного использования капитала, как если бы мы вложили наш капитал в депозит и получали доход в виде процентов.

Расчет прибыли исходя из нормы прибыли на вложенный капитал следует проводить в два этапа: определение налогооблагаемой прибыли и определение прибыли отчетного периода по формуле (4.3):

(4.3)

где Пно - размер налогооблагаемой прибыли, р.; К - авансированный капитал, p.; R - уровень рентабельности по отношению к капиталу, выраженный десятичной дробью; Нп - средневзвешенная ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью.

Под авансированным капиталом следует понимать среднегодовую стоимость собственных основных и оборотных средств, т.е. те средства, которые при альтернативном выборе можно поместить на депозитный счет для получения прибыли в виде процента, определяется по формуле (4.4):

П=Пно +Нн (4.4)

где Нн - сумма налога на недвижимость, исчисляемая исходя из действующей ставки налога на недвижимость и остаточной стоимости основных средств организации.

Данную методику следует применять при сравнении фактического размера прибыли с эталонным, так как буквальное ее применение не отвечает социальной направленности деятельности потребительской кооперации.

Размер целевой прибыли, достаточной для самофинансирования, определяется исходя из потребностей организации в финансировании мероприятий по ее производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и в создании соответствующих фондов (фонда накопления, потребления, фонда для выплаты дивидендов и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Естественные монополии теория и практика регулирования и реформирования
В современной России естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики. Они не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое знач ...

Методы анализа и конкурентные преимущества компании ООО Apple
В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспос ...