Виды, типы и возможности диверсификации производства
. Предприятия с заниженной оценочной стоимостью (их можно дешево купить, а потом дорого продать).
. Предприятия, испытывающие финансовые затруднения. Их тоже можно дешево купить, с помощью материнской фирмы вывести из кризиса, а потом либо включить в бизнес-портфель фирмы, либо выгодно продать.
Компании, избравшие стратегию неродственной диверсификации, чаще всего выбирают покупку предприятий, а не создание дочернего с нуля, потому что расширение за счет поглощения обеспечивает рост стоимости акций материнской фирмы. Стратегия не требует пересмотра до тех пор, пока диверсификации поддерживает стабильный рост прибыли фирмы, а приобретенные предприятия действенно работают. [12]
Диверсификация в неродственные отрасли имеет ряд преимуществ:
. Предпринимательский опасность распределяется по различным отраслям, т.е. компания инвестирует средства в не связанные между собой отрасли с различными технологиями, условиями конкуренции, особенностями рынков, клиентской базой. Это намного безопаснее, чем консолидация инвестиций в одной отрасли при родственной диверсификации.
. Максимально эффективное использование финансовых результатов фирмы обеспечивается их распределением по любым отраслям, перспективным с точки зрения получения прибыли (по сравнению с ограниченным числом отраслей при родственной диверсификации). На практике это означает, что средства, изъятые из предприятий в отраслях с низкими темпами роста и сомнительными перспективами прибыли, направляются на покупку и укрепление компаний в более успешных отраслях.
. Прибыльность фирмы стабильнее, поскольку спад в одной отрасли в какой-то мере компенсируется подъемом в других - в идеале циклы развития отраслей, в которых работают фирмы, находятся в противофазе.
. Чем успешнее менеджмент фирмы приобретает новые предприятия по выгодным ценам (при условии, что эти фирмы обладают существенным потенциалом), тем быстрее растет благосостояние акционеров.
Недостатки неродственной диверсификации:
. Чем крупнее производственный конгломерат, тем труднее топ-менеджменту принимать адекватные решения и находить правильную стратегию для целого ряда совершенно несхожих компаний в разных отраслях и конкурентных условиях.
. Без стратегического соответствия уровень прибыли всего бизнес-портфеля диверсифицированной фирмы не превышает суммы прибыли всех подразделений, как если бы они работали по отдельности;
. Теоретически считается, что неродственная диверсификация обеспечивает более стабильный поток прибыли, поскольку работает во многих отраслях, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Однако на практике добиться роботы разных отраслей в противофазе практически невозможно. [4]
Несмотря на все перечисленные недостатки, в определенных обстоятельствах стратегия неродственной диверсификации весьма привлекательна, например, если компания хочет покинуть ставшую непривлекательной отрасль, однако не имеет такого опыта или возможностей, которые можно было бы перенести в смежную отрасль; или если хозяева по каким-либо причинам предпочитают инвестировать в несколько не связанных между собой отраслей. Обычно отбор неродственной диверсификации диктуется исключительно соображениями прибыли.
Издержки производства
Каждое коммерческое предприятие любого общества ставит перед собой одну
задачу: получение как можно большего дохода от своей деятельности. Любое
предприятие старается не только продать свой товар ...
Инвестиции как фактор экономического роста
Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономичес ...