Направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности

Развитие таможенной политики в деле обеспечения экономической безопасности страны предполагает проведение трех групп важнейших мероприятий: [20, С. 12]

· совершенствование нормативной правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность в таможенном пространстве страны, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба ее национальным интересам;

· разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, укрепляющих экономическую безопасность страны;

· прогнозирование развития обстановки, выработка и реализация мер по рационализации механизма деятельности общегосударственных и других органов исполнительной власти в таможенном пространстве.

В последнее десятилетие деятельность таможенной системы России в большей степени ориентирована на выполнение фискальной (тактической) функции в ущерб стратегической функции по обеспечению экономической безопасности. В фискальной системе государства таможенные платежи выступают как устойчивая и в тоже время специфическая группа поступлений. С одной стороны, они отождествляемы с налоговыми платежами (в частности с косвенными налогами), как по истории возникновения, так и по механизму изъятия. С другой стороны, в отличие от налогов таможенные платежи носят четко выраженный конъюнктурный характер, что не свойственно налогам [20, С. 15].

Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места таможенных пошлин в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации.

Зависимость доходной части федерального бюджета России от внешнеэкономической деятельности на 30-40% (из них 80% за счет вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты) высвечивает серьезные проблемы, как в налогово-бюджетной политике, так и в таможенном механизме. В связи с этим видится необходимым проведение более детального анализа конъюнктурной составляющей в механизме формирования доходов федерального бюджета как с позиции анализа динамики объемов таможенных платежей и их структуры, так и с позиции факторов, оказывающих влияние на эти процессы.

В соответствие с Бюджетным кодексом РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся: [17, С. 8]

· доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозные таможенные пошлины на нефть сырую и природный газ; вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.

Чтобы соответствовать требованиям ВТО, России придется серьезно снижать импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, лекарства, продукцию машиностроения, промышленные самолеты, а на высокотехнологичное оборудование - обнулять.

Таким образом, вступление в ВТО будет способствовать сокращению таможенных доходов [17, С. 9].

С позиции повышения эффективности таможенного механизма, представляется необходимым усиление его стимулирующей функции, направленное на развитие экономики страны, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности при сбалансированном использовании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Стимулирующие воздействие таможенного механизма на экономику, в том числе в обеспечении фискальных задач и пополнении доходов федерального бюджета, может быть реализовано за счет оптимизации комплекса методов и инструментов таможенного механизма:

· совершенствования практики планирования и прогнозирования таможенных платежей, в частности, переход в прогнозировании доходов от экспорта сырья с метода «от достигнутого» к многофакторному анализу и планированию, учитывающему не только количественные составляющие (цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции), но и качественные характеристики (политические риски, изменение нормативно-правовой базы и т.д.);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Издержки производства и их виды
Современная микроэкономика - это наука о принятии решений. Она закладывает основу для понимания предпринимательских решений и индивидуального выбора. Как подразумевает название, микроэкономика дет ...

Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимал ...