Направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности

· повышения результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;

· активизации применения элементов риск-менеджмента с учетом факторов риска внутренней и внешней среды: рисков системы таможенных органов (профессиональная компетентность сотрудников, надежность технической системы таможенной инфраструктуры) и рисков, вязанных с поведением участников внешнеэкономической деятельности (соблюдение таможенного законодательства и финансовая устойчивость участников ВЭД).

Для достижения положительных результатов в указанных направлениях необходимо выполнение следующих комплексных мер:

· внедрение системы управления рисками;

· развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран - контрагентов в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа рисков, в целях минимизации угроз личности, а также жизненно важным интересам общества и государства;

· разработка и внедрение автоматизированной модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков;

· внедрение информационных технологий, в том числе электронного декларирования;

· осуществление работ по минимизации таможенных и иных формальностей на границе;

· осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении различных видов государственного контроля с этапа таможенного оформления на этап формирования товарных партий в стране - экспортера за пределами территории РФ;

· разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников ВЭД, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов иностранных государств;

· разработка и внедрение компьютеризированной системы контроля за безопасностью товаров при их транзите через территорию РФ.

Сегодня необходимо активнее внедрять в работу ведомства современные системы электронного документооборота и декларирования грузов, оснащать пункты пропуска новейшим оборудованием, готовить квалифицированных специалистов.

Предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности таможенных органов РФ в сфере экономической безопасности сводятся к следующему:

1. Объединение таможенных территорий ряда государств СНГ в единую таможенную территорию и перенос таможенного контроля на внешние границы обусловили необходимость крупных изменений в существующих правовых нормах.

2. Серьезным изменениям должны быть подвергнуты все составные части государственно-правового регулирования межгосударственных отношений в рамках единого экономического пространства. В рамках соглашения о формировании единого экономического пространства следует на основе сравнительного анализа национальных законодательств разработать Программу первоочередной законотворческой деятельности по сближению и гармонизации национальных законодательств государств-участников таможенного союза. Создание единой таможенной территории в значительной мере зависит от совершенствования его правовой основы, проведения активной работы по гармонизации и унификации национальных законодательств, особенно в области внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового и налогового законодательства.

Среди практических рекомендаций можно внести предложение о проработке в рамках таможенного союза механизма оперативного и адекватного реагирования на кризисные ситуации в экономической и таможенной сферах. Работа таможенников, их ответственность и компетентность обеспечивают наполнение федерального бюджета и расширение связей с зарубежными партнерами.

Предстоит на практике реализовать заложенную в Таможенном кодексе концепцию оценки и управления рисками, которая предусматривает не сплошной контроль перемещаемых через границу товаров, а выборочный контроль, связанный с рисками для общей безопасности, здоровья граждан, прав интеллектуальной собственности. Для эффективного таможенного контроля представляется необходимым усилить координацию работы, оперативное взаимодействие с другими государственными органами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Место России в международном разделении труда
На фоне мировой глобализации охватывающей уже практически все сферы общества, каждой стране отводится своя роль в этом процессе или так сказать явлении. Предметом особого рассмотрения является эко ...

Значение совокупного спроса в рамках Республики Беларусь
Экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной эк ...