Направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности

· повышения результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;

· активизации применения элементов риск-менеджмента с учетом факторов риска внутренней и внешней среды: рисков системы таможенных органов (профессиональная компетентность сотрудников, надежность технической системы таможенной инфраструктуры) и рисков, вязанных с поведением участников внешнеэкономической деятельности (соблюдение таможенного законодательства и финансовая устойчивость участников ВЭД).

Для достижения положительных результатов в указанных направлениях необходимо выполнение следующих комплексных мер:

· внедрение системы управления рисками;

· развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран - контрагентов в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа рисков, в целях минимизации угроз личности, а также жизненно важным интересам общества и государства;

· разработка и внедрение автоматизированной модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков;

· внедрение информационных технологий, в том числе электронного декларирования;

· осуществление работ по минимизации таможенных и иных формальностей на границе;

· осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении различных видов государственного контроля с этапа таможенного оформления на этап формирования товарных партий в стране - экспортера за пределами территории РФ;

· разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников ВЭД, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов иностранных государств;

· разработка и внедрение компьютеризированной системы контроля за безопасностью товаров при их транзите через территорию РФ.

Сегодня необходимо активнее внедрять в работу ведомства современные системы электронного документооборота и декларирования грузов, оснащать пункты пропуска новейшим оборудованием, готовить квалифицированных специалистов.

Предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности таможенных органов РФ в сфере экономической безопасности сводятся к следующему:

1. Объединение таможенных территорий ряда государств СНГ в единую таможенную территорию и перенос таможенного контроля на внешние границы обусловили необходимость крупных изменений в существующих правовых нормах.

2. Серьезным изменениям должны быть подвергнуты все составные части государственно-правового регулирования межгосударственных отношений в рамках единого экономического пространства. В рамках соглашения о формировании единого экономического пространства следует на основе сравнительного анализа национальных законодательств разработать Программу первоочередной законотворческой деятельности по сближению и гармонизации национальных законодательств государств-участников таможенного союза. Создание единой таможенной территории в значительной мере зависит от совершенствования его правовой основы, проведения активной работы по гармонизации и унификации национальных законодательств, особенно в области внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового и налогового законодательства.

Среди практических рекомендаций можно внести предложение о проработке в рамках таможенного союза механизма оперативного и адекватного реагирования на кризисные ситуации в экономической и таможенной сферах. Работа таможенников, их ответственность и компетентность обеспечивают наполнение федерального бюджета и расширение связей с зарубежными партнерами.

Предстоит на практике реализовать заложенную в Таможенном кодексе концепцию оценки и управления рисками, которая предусматривает не сплошной контроль перемещаемых через границу товаров, а выборочный контроль, связанный с рисками для общей безопасности, здоровья граждан, прав интеллектуальной собственности. Для эффективного таможенного контроля представляется необходимым усилить координацию работы, оперативное взаимодействие с другими государственными органами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Диагностика хозяйственной деятельности и разработка бизнес-плана по повышению эффективности деятельности ООО КонтактСтройСервис
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, фикт ...

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...