Контрактная теория фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами - контрактами (например, трудовой договор между работодателем и работником при поступлении на работу, контракт на поставку оборудования, подрядный договор на выполнение определенного вида услуг и т.д.). Кроме того, даже если отношения не представлены в виде формального договора, существуют свои правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени. Кроме того, их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников (например, моральное осуждение работника, нарушившего «неписанные правила» поведения в фирме, а иногда и увольнение), которые, являясь не менее жесткими для нарушителя, регулируют поведение всех участников экономического процесса однозначным образом. Таким образом, возникает возможность контрактного подхода к фирме.

Фирма, представляя собой совокупность контрактных отношений внутреннего и внешнего уровней, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками)

Трансакционные издержки (ТАИ) являются издержками горизонтальных, равных отношений. ТАИ - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.

Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. То есть фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, или фирма может произвести товар сама, используя внутренние взаимоотношения с работниками. Причем выбор внешнего или внутреннего производства зависит от относительных издержек использования альтернативных экономических благ - рыночных ресурсов или собственных ресурсов фирмы, так что чем выше трансакционные издержки (то есть издержки использования рыночных ресурсов данной фирмой), тем больше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

ТАИ особенно велики (а, следовательно, внутреннее производство при прочих равных условиях относительно эффективно) для трех видов деятельности [6, с.11]:

§ Производство уникального товара (например, редкие детали для турбин, редкие штампы для автомобилей, специальный транспорт для химических продуктов) Большая величина ТАИ определяется здесь тем, что возможности выбора делового партнера ограничены, а издержки оппортунистического поведения (поведения, направленного на невыполнение или несоответствующее выполнение уже заключенного контракта) особенно велики.

§ Динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен. В данном случае сама фирма подвержена оппортунистическому поведению. В связи с необычайной быстротой изменения условий окружающей экономической среды в невыгодном положении может оказаться именно фирма, связанная контрактом, которая она будет стремиться либо не выполнить, либо выполнить с более выгодными для себя условиями. Примером такой ситуации может служить рынок компьютеров и программного обеспечения на заре своего возникновения. Фирмы, производящие компьютеры, стремились одновременно выпускать и соответствующее программное обеспечение, так как еще неясные перспективы спроса и движения цен могли выразиться в стремлении самостоятельных производителей комплектующих и дополняющих товаров диктовать свои условия в ходе самого процесса производства, изменяя непредсказуемым образом уровень продажных цен, объемы поставок, качество изделий.

§ Рынка с ассиметричной информацией, то есть такие рынки, где один из агентов сделки обладает большей информацией (ассиметрично большей) по сравнению с другими. Этот агент в большей степени подвержен искусу оппортунистического поведения при появлении лучшей альтернативы, о которой он только имеет представление (информацию). Например, можно рассмотреть рынок консалтинговых услуг. Фирма нанимает специалиста для поиска возможностей снижения издержек в процессе какого-либо товара. В конце срока контракта выясняется, что, по мнению приглашенного специалиста, таких возможностей нет. В таком случае трудно установить, действительно ли все возможности фирмы использованы или консультант оказался недобросовестным, следовательно, для фирмы эффективнее «выращивать» собственного специалиста подобного профиля.

Перейти на страницу: 1 2 3

Республика Коми
Расположена Республика Коми на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов У ...

Реконструкции ЗАО Стайлер с разработкой малярного участка
автомобильный развитие экономический эффективность Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня и условий функционирования производственно-техн ...