Контрактная теория фирмы

Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела. Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов (см. рис. 2).

Рисунок 2

М-форма внутрифирменной организации [3]

Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Таим образом, трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные товары производятся на самой фирме. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля. Следовательно, такая форма организации характеризуется большими организационными издержками и относительно небольшими трансакционнымиформа и М-форма являются базисными видами, на основе которых развиваются другие формы внутренней структуры фирмы.

Заключение

Каждая из указанных модельных концепций в описательном ключе рассматривает предприятие под определенным ракурсом, не включая в сферу изучения многие другие, даже связанные с данным, процессы. Тем не менее, рассматривая приведенные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике в нормативном ключе, т.е. с позиций требований к предприятиям, выполнение которых обеспечивает в рыночных условиях шансы на продолжительное устойчивое развитие, можно выделить следующие составляющие этих требований.

. Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для сравнительной минимизации внутрифирменных трансакционных издержек, облегчения процесса поиска внешних контрагентов. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников (институциональная модель).

. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников - как производственных рабочих, так и менеджеров. Для многих людей такая мотивация возможна только при создании условий для реализации их предпринимательских качеств. Следует обеспечить возможность предпринимательства на предприятии (интрапренерства) или в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель).

Кроме того, в современной экономической теории фирмы наблюдается определенная тенденция к попыткам синтеза двух главных направлений исследования, неоклассической (технологической) и институциональной концепций. Это объясняется несколькими аспектами.

Во-первых, исследование фирмы в контексте глобализации экономики показывает, что и технологическая и институциональная концепции сами по себе не могут дать удовлетворительного объяснения данному явлению. Ставится вопрос даже об исчезновении фирмы как таковой, применительно к функционированию транснациональных компаний, которые понимаются в виде особых образований глобальной рыночной экономики, находящихся под воздействием двух типов ограничений - технологического и институционального характера.

Во-вторых, синтез двух направлений предполагается при анализе принципиально новых явлений в поведении фирм, связанных с особенностями развития современной экономики. Речь идет в первую очередь о таком явлении, как сетевые эффекты. Когда в экономике присутствуют сетевые эффекты - товары и услуги, характеризующиеся высокими положительными экстерналиями при своем использовании, так что чем больше число пользователей этим товаром или этой услугой, чем выше полезность для каждого отдельного пользователя (как, например, в случае подключения компьютеров к Интернету), производство и распределение товара или услуги происходит в рамках сетей или стратегических альянсов фирм. Традиционно понимаемая фирма для увеличения своей эффективности практически весь спектр своих прав за исключением, быть может, финансовой самостоятельности, передает новой организации - сети. Интеграция традиционных фирм в сеть становится настолько сильной, что некоторые исследователи ставят вопрос вообще об исчезновении и фирмы и рынка.

Своеобразной альтернативой и неоклассической теории и институциональным концепциям фирмы выступила теория игр, которую, начиная с 1970-х гг., экономисты стали активно применять для исследования поведения фирмы в экономике.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Малый бизнес в городе Абакане
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через ...

Заработная плата в Республике Беларусь
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия, а значит, заработная плата и в перспективе будет наибо ...