Инвестиционная политика зарубежных стран

Например, в США в последние несколько десятилетий речь идет не столько о приверженности модели экономики, характерной для домонополистической эпохи, сколько о мере ее государственного регулирования. Необходимость самого государственного вмешательства в экономику под сомнение не ставится, обсуждаются лишь методы - прямые или косвенные - или оптимальное их сочетание в зависимости от отрасли или конкретной целевой программы.

Основой формирования государственного инвестиционного заказа как в США, так и в других развитых странах являются долгосрочные целевые комплексные программы общегосударственного или регионального уровня, направленные на [6]:

• наращивание производства недостающей продукции,

• освоение месторождений природных ресурсов,

• решение глобальных проблем охраны окружающей среды,

• освоение производства принципиально новых видов оружия и космоса,

• общий социально-экономический подъем уровня отсталых регионов и целых штатов.

Можно отметить, что валовых капиталовложений в экономику США на долю государства в целом приходится свыше 20%, из которых 11-12% падает на инвестиции из федерального бюджета, что выше современных отечественных показателей. Большая часть этих средств идет на покупку военной техники. Поэтому, основные затраты на приобретение средств производства гражданского назначения осуществляются по линии штатов и местных органов власти. Они направляются на развитие региональной инфраструктуры (строительство дорог, коммунальное хозяйство, общественные сооружения по линии здравоохранения и образования и т.п.).

В США федеральные бюджетные инвестиции никогда не делят между штатами пропорционально численности населения, как это практиковалось с госкапвложениями в Советском Союзе. Они распределяются по приоритету общенациональной целесообразности (например, на достижение экологической безопасности) и (или) на ликвидацию отстающих регионов и отраслей, сдерживающих развитие соседних регионов и других отраслей.

Еще выше доля федеральных инвестиций в других странах Запада. Так, в странах Западной Европы она колеблется от 12-14% в Великобритании до 24-25% в Греции и Люксембурге.

Народнохозяйственное значение государственного регулирования инвестиций в условиях современной экономики определяется тем, что они создают материальную основу процесса воспроизводства и всей жизнедеятельности общества.

Основными целями государственного регулирования инвестиций выступают:

• обеспечение устойчивого экономического роста;

• достижение народнохозяйственного равновесия в рамках задач поддержания высокой занятости, низкой инфляции и равновесия платежного баланса;

• ускорение инвестиционного процесса в экономике.

Считается аксиомой, что сами по себе рыночные механизмы без государственного регулирования и поддержки отнюдь не обеспечивают автоматически достижение этих целей. В развитых странах инвестиционная политика развивается в диаметрально противоположном направлении. К началу ХХI в. экономика этих стран подошла с колоссальной концентрацией производства и капитала во всех отраслях. Индивидуальная частная собственность сохранилась главным образом в сфере мелкого производства. Таким образом, на исходе ХХ столетия развитие мировой экономики определяют не малые и средние предприятия, а несколько сотен транснациональных корпораций.

Практически все страны мира заинтересованы в осуществлении инвестиций, так как они способствуют:

• появлению новых видов производства и даже целых отраслей (происходят прогрессивные сдвиги в структуре экономики);

• созданию новых рабочих мест;

• выпуску новых товаров и услуг, и повышению качества уже выпускаемых (импортозамещение, расширение экспорта);

• образованию новых доходов для работников предприятий и государства.

Мировой инвестиционный опыт показывает, что одни лишь крупные капиталовложения еще не гарантируют быстрого экономического роста. Важнейшую роль играют структура и качество инвестиций, человеческий капитал и технические знания. Тем не менее, стабильный и быстрый экономический рост, как правило, связан с исключительно высокими уровнями сбережений и инвестиций.

Одним из ярких примеров успешного проведения инвестиционной политики может служит Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). С середины 90_х годов прошлого столетия прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сыграли решающую роль в поддержании устойчиво высоких темпов экономического развития, в условиях, когда национальный капитал был слаб и мало производителен. Социально-ориентированная экономическая стратегия, реализованная при сохранении политической стабильности, создала хорошие стартовые условия для притока иностранного капитала во Вьетнам.

Используя иностранный капитал, Вьетнам выделился как одна из устойчиво развивающихся стран Азии. Вьетнам вступил в фазу эффективного и быстрого развития, о чем свидетельствуют, в частности, такие макропоказатели, как высокий удельный вес инвестиций, доходов госбюджета и экспорта в ВВП, приблизившихся к показателям среднеразвитых стран.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Микроэкономические условия обеспечения устойчивого функционирования и развития региона
В начале XX века российским ученым В.И. Вернадским было разработано учение о биосфере, живом веществе (организующим земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу. Ноосфера (от греч. noos - разум ...

Методы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов МО Улан-Удэ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, о ...