Инвестиционная политика зарубежных стран

Инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию в экономической системе государства. Будущая структура экономики зависит от того, в какие отрасли вкладываются инвестиционные средства. К примеру, большой объем инвестиционных средств может приходиться на производящие металлургическую продукцию заводы, либо напротив, на расширение производства комбинатов, занимающихся легкой текстильной промышленностью.

Зарубежная и отечественная практика доказывает, что в доминирующих случаях именно прибыльность является важнейшим структурообразующим критерием, определяющим приоритетность инвестиций.

Негосударственные источники инвестиций направляются, прежде всего, в высокорентабельные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала.

Правительства США и других стран не явно, но управляют экономикой и финансами, поддерживая социально-экономическое равновесие общества, баланс интересов центрального правительства и местной власти, предпринимателей, населения при приоритете интересов безопасности всей нации в целом. Несмотря на то, что весь огромный деловой мир, за исключением небольшого госсектора, активно регулирует и управляет всей его деятельностью гибкой системой законодательства, использованием экономических стимулов и интересов предпринимателей, государственной поддержкой и стимулированием инвестиционно-строительной деятельности.

Исходным пунктом современной экономической политики западных стран является тезис: "Чтобы конкурентоспособной была экономика, конкурентоспособными должны быть условия ее функционирования. Не может быть передового хозяйства там, где отсталые условия расширенного воспроизводства, то есть его пропорции, формы организации, взаимосвязи между различными отраслями и фазами, методы регулирования и стимулирования".

В конце ХХ в. конкуренция товаров и услуг выступает вторичной, поскольку первичной стала конкуренция различных типов промышленной политики и различных макроэкономических моделей. На практике принципу "равной поддержки" сейчас следуют все развитые страны. И распространяется этот принцип на все без исключения сферы экономики, но особенно на инвестиции и инновационную деятельность, информационные сети и инфраструктуру.

Мировой опыт свидетельствует, что не рынок ведет к процветанию. Успешное развитие экономики зависит от уровня научного обеспечения производства, степени совершенствования его организационных форм, качества подготовки кадров, их заинтересованности в конечных результатах труда.

Не случайно, что из 30 государств мира, имеющих численность населения 25 млн. чел. и выше и общую численность 4,2 млрд. чел., только 7 стран с общей численностью населения 700 млн. чел. производили на душу населения ВВП больше, чем его производилось в СССР.[8]

И ни рынок, ни частная собственность, ни наличие более благоприятных внешнеполитических условий существования большинства капиталистических государств не обеспечили им возможности достичь уровня развития, адекватного союзной экономике. Наоборот, капитализация России отбросила ее на десятилетия назад, позволила многим другим государствам превзойти ее в экономическом развитии.

Государственное вмешательство в инвестиционную сферу экономики за рубежом давно стало нормой, и его методы систематически совершенствуются. Так, Франция и Германия ориентируют государственную экономическую политику на выравнивание региональной экономической дифференциации, т. о. используют, кроме отраслевого метода распределения денежных средств, еще и государственный, поскольку считают его более эффективным.

Во Франции отношения государства и регионов строятся на контрактной основе в рамках национальной системы планирования с целью государственного содействия экономическому развитию регионов. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций и вносятся в качестве приоритета в национальный план государства. Повышенное внимание уделяется предоставлению дополнительных средств наиболее проблемным регионам. Реализация такой политики осуществляется в виде реструктуризации экономики регионов посредством содействия улучшению региональной инфраструктуры и созданию рабочих мест в приоритетных отраслях при помощи инвестиционных грантов.

Все большую озабоченность государственных органов на Западе начинают вызывать и процессы глобализации экономики. В меняющихся экономических условиях соревнование за мировое лидерство возглавляют те страны, у которых более оптимальная инвестиционная политика и отлажен механизм ее реализации. Это Япония, США, Германия и другие участники "большой семерки". Интересен в этой связи опыт США, которые не лишают себя выгоды, обеспечиваемой за счет государственной поддержки ключевых факторов конкурентоспособности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Расчёт экономической эффективности и срока окупаемости участка автосервиса – уборочно-моечных работ
Я выбрал тему "Расчёт экономической эффективности и срока окупаемости участка автосервиса -уборочно моечных работ", потому что эта тема актуальна для меня, так как я глубоко заинтересова ...

Микроэкономические условия обеспечения устойчивого функционирования и развития региона
В начале XX века российским ученым В.И. Вернадским было разработано учение о биосфере, живом веществе (организующим земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу. Ноосфера (от греч. noos - разум ...