Занятость и безработица в Республике Беларусь

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни. Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами.

Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства. Основной задачей государства по регулированию рынка труда является обеспечение занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне.

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. В Республике Беларусь к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины - от 16 до 55 лет.

Уровень безработицы в Республике Беларусь рассчитывается в настоящее время исходя из численности зарегистрированных в службе занятости безработных. В соответствии с Законом о занятости, к безработным в Республике Беларусь относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые ищут работу и готовы приступить к ней, а также зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в целях поиска подходящей работы.

Государство гарантирует безработным:

1. бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

2. выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

. компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

. бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

. содействие в организации предпринимательской деятельности.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. одновременно на 7,3%, до 290,3 тыс. чел., сократилось число обращений в государственную службу занятости. Минтруда и соцзащиты зарегистрировало на 8,1% (336,2 тыс. чел.) меньше нуждающихся в трудоустройстве. В целом статус безработного получили 179,6 тыс. человек (-4,7% к 2011 г.). Если в 2011 г. при содействии службы занятости рабочее место нашли 200,8 тыс. чел., то в 2012-м - 195,2 тыс. И это понятно: значительное количество свободных рабочих мест в республиканском банке вакансий не востребованы из-за низких зарплат или непривлекательных условий труда.

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда. политика беларусь занятость безработица

Перейти на страницу: 1 2 3

Законы развития экономических систем
Данная тема актуальна, так как экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капит ...

Малые инновационные предприятия
Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принес ...