Инвестиционный климат в России

Прежде чем говорить о мерах по повышению инвестиционной привлекательности, следует осознать, какие проблемы необходимо решить. Во-первых, инвесторы не воспринимают Россию как страну, в которой легко начать и делать бизнес. И главный барьер - качество институтов.

Институты можно разделить на две части. Фундаментальные - они охватывают большую часть экономики и не могут быть изменены очень быстро. К таким институтам можно отнести все формы противодействия коррупции, защиту прав собственности и инвестиционную привлекательность в целом. Международная общественная организация Transparency International в декабре 2011 г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20. Коррупцию в нашей стране породил мощнейший бюрократизм - чрезмерное осложнение канцелярских процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России отсутствует прозрачная судебная система, которая позволила бы гарантировать абсолютную защиту прав собственности. Все это в совокупности значительно тормозит возможный экономический рост в России. Несмотря на то, что в прошлом году рост потребительских цен снизился до исторического минимума - 6,1%, инфляция по-прежнему остается одной из главных проблем нашей экономики. Во-первых, успешный результат еще только предстоит удержать. Во-вторых, эти цифры весьма скромные, по сравнению с евровалютой (2,7%) и американским долларом (3%). Отпугивает инвесторов и достаточно высокая ставка рефинансирования в России - 8%, которая фактически характеризует недоступность денег для экономики.

На 22-м заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 30 марта 2011 года Д.А. Медведевым были озвучены инициативы, которые должны улучшить инвестиционный климат в России, в частности:

. Ввести особый механизм рассмотрения жалоб в госорганы, которые содержат обвинения в коррупции.

. Отменять ведомственные акты, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

. Введение в каждом Федеральном округе института инвестиционного уполномоченного, который будет оказывать содействие компаниям в реализации частных инвестиционных проектов.

. Ограничить влияние госкомпаний на инвестиционный климат.

. Создание фонда прямых российских инвестиций.

. Сужение сферы компетенции правительственной комиссии, осуществляющей контроль при осуществлении иностранных инвестиций в стратегических секторах экономики.

. Радикальное повышение качества услуг, которые востребованы инвестиционным сообществом [3].

В мерах, предложенных Д.А. Медведевым много простых исправлений и усовершенствований механизма "ручного управления" и мало принципиальных реформ, способных сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Но и такие меры необходимы.

Некоторые правила можно изменить достаточно быстро, имея политическую волю. Это, в частности, либерализация торговли, свобода СМИ, разрешение доступа иностранных инвесторов в ранее закрытые для них сферы, изменение законодательства в сфере собственности, уплаты налогов. Среди реформ, которые облегчают ведение бизнеса, можно выделить упрощение процедур учреждения предприятия, получения разрешений на строительство, подключения к электросетям, регистрации собственности, привлечения кредитов, уплаты налогов, обеспечения исполнения договоров, разрешения неплатежеспособности; упрощение правил и процедур внешней торговли; защита инвесторов [4].

Перейти на страницу: 1 2 3

Заработная плата в Республике Беларусь
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия, а значит, заработная плата и в перспективе будет наибо ...

Инвестиции как фактор экономического роста
Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономичес ...