Спрос и предложения. Рыночное равновесие

Кривая и функция спроса населения на брюки

Равновесие на рынке достигается тогда, когда объем предложения и объем спроса равны между собой, т.е. Qd=Qs и Pd=Ps. Равновесие на рынке можно показать в виде графика с помощью объединения кривую спроса и кривую предложения. (Рис. 6)

Во время изменение объем спроса от изменение цены брюк функция спроса имеет вид Qd= 110-5P.

Во время изменение объем предложение от изменение цены молока функция предложения имеет вид Qs= 75+6Р.

Кривая взаимодействия спроса и предложения

Приравняв функцию спроса и функцию предложения можно определить равновесную цену (Pe) и равновесный объем (Qe) брюков.

Qs=Qd

+6,5P=110-5P

Pe= 90 cомони

Qe= 2 шт.

По цене 90 сомони продавцы готовы предложить 2 шт. брюки на рынке, а покупатели готовы приобрести 2 шт. брюки за 95 сомони, т.е. совпадают интересы покупателей и продавцов.

Но на рыночное равновесие может воздействовать и государство, при данной ситуации на рынке устанавливаются неравновесные цены. С целью защиты бедных слоев населения государство устанавливает цену, Р= 60 cомони выше этой цены продавцы не имеют права предлагать товар на рынке. При введении «цены потолка» мы получим первый эффект - выигрыш покупателей, но в краткосрочном периоде, будут проявляться непредвиденные последствия в виде дефицита. Дефицит возникает потому, что величина спроса больше, чем при равновесной цене. Между покупателями возникает конкуренция и покупатели, чтобы приобрести необходимое количество, вынуждены платить фактическую цену, которая намного превышает не только цены, которая установлена государством, но и равновесной цены - «цена черного рынка» [1 c. 92]

Pп=60 сомони

Qd=Qs

Pч.р=110 сомони

От этого следует, что 1 шт. брюки на черном рынке стоит сомони.

Государство установило налог с продаж на щт. Брюки в размере 1 сомони. Рассмотрим изменение цены и объема брюк после введение налога государством.

Т=1 сомони

Ps=Pd

Peт=95 сомони

В результате производителям достанется выручка от продажи по прежней цене 90 сомони, а излишек продажной цены, равный величине налога 1 сомони, пойдет государству. Заметим, что налог не изменяет количество, которые покупатели готовы приобрести при любой данной цене. В результате введения товарного налога сокращается как объем продажи, так и объем потребления. Кроме того, потребители платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной, равновесную цену. Стало быть, налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов.

А также государство может выделить субсидию с целью стимулирования народного хозяйства. Государство выделило субсидию в размере 2 сомони. Рассмотрим изменение цены и объема брюк после введение субсидии государством.

S=2 сомони

Ps=Pd

Pe=90 сомони

После введение субсидии цена брюков уменьшилась, а объем спроса увеличилась.

Анализ спроса и предложение молока на рынке показал, что равновесная цена брюки на рынке равняется 90 сомонам и равновесный объем равен 2 шт., т.е. по цене 90 сомони продавцы готовы предложить 2 шт. брюки на рынке, а покупатели готовы приобрести 2 шт. брюки за 90 сомони. И еще после установление цены потолка государством на рынке произошел дефицит. После введение налога цена брюк увеличилась, а объем спроса уменьшилась. После введение субсидии цена брюк уменьшилась.

Перейти на страницу: 1 2 

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...

Методика планирования себестоимости продукции
В настоящее время наиболее важным моментом в функционировании любого предприятия является переход от управления производством к управлению стоимостью продукции, что сформировало сложную задачу вх ...