Предложение денег

Факторы, влияющие на предложение денег показаны на рис.4

Рисунок 4. Факторы, влияющие на предложение денег

Денежная база - эта та часть денежного предложения, которую непосредственно создает Центральный банк.

Резервы - сумма средств, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов.

Депозиты - вклады экономических субъектов в коммерческие банки.

Таким образом, в формировании денежного предложения участвуют три субъекта: Центральный банк, система коммерческих банков и население.

Современная банковская система - это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд, поэтому можно считать, что предложение денег будет выглядеть следующим образом:

= C+D = cr × D + D = (cr+1) × D Þ D = M/ (1 +cr),

где M - денежная масса;- наличные;- депозиты;- коэффициент депонирования (доля наличных в общем объеме депозитов): cr= C:D.

Тогда денежную базу можно представить как:

= C+ R =cr × D + rr × D + fr × D = (cr + rr + fr) D,

,

где H - денежная база;- коэффициент официального резервирования, rr= R: D;- доля избыточных резервов;

- депозитный мультипликатор.

Обязательные резервы - минимальный размер вклада, который коммерческий банк должен держать в Центральном банке.

Избыточные резервы - кассовая наличность коммерческого банка.

Депозитный мультипликатор -коэффициент, показывающий, насколько система коммерческих банков может увеличить объем депозитов при заданной денежной базе.

При этом очевидно, что величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Используя полученные формулы депозитов, получим, что

,

где - денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор - коэффициент, показывающий, насколько система коммерческих банков может увеличить объем денежной массы при заданной денежной базе.

Таким образом, объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной зависимости от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Денежная база и норма обязательного резервирования определяются ЦБ, поэтому в модели денежного предложения их можно считать экзогенно заданными переменными. Коэффициент депонирования в значительной степени определяется институциональными факторами, в частности развитостью системы безналичных платежей, электронных денег и т.д. Кроме того, он имеет достаточно ярко выраженные сезонные колебания как отражение временных различий в уровне потребления и, соответственно, в текущих платежах. В результате процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа: 1) первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств ЦБ перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов); 2) последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков. Когда количество денег в обращении увеличивается, если растет денежная база (Н), снижается норма минимального резервного покрытия, уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков, снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.

Рисунок 5. Денежное предложение

Рост денежной базы и снижение нормы обязательного резервирования сдвигают график функции предложения денег вправо.[5]

Перейти на страницу: 1 2 

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...

Инвестиционная политика муниципального образования, ее информационное и организационное обеспечение
На современном этапе развития российской экономики большое значение имеет сохранение и развитие производственного и экономического потенциала России, эффективность его использования и воспроизводс ...