Предложение денег

Факторы, влияющие на предложение денег показаны на рис.4

Рисунок 4. Факторы, влияющие на предложение денег

Денежная база - эта та часть денежного предложения, которую непосредственно создает Центральный банк.

Резервы - сумма средств, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов.

Депозиты - вклады экономических субъектов в коммерческие банки.

Таким образом, в формировании денежного предложения участвуют три субъекта: Центральный банк, система коммерческих банков и население.

Современная банковская система - это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд, поэтому можно считать, что предложение денег будет выглядеть следующим образом:

= C+D = cr × D + D = (cr+1) × D Þ D = M/ (1 +cr),

где M - денежная масса;- наличные;- депозиты;- коэффициент депонирования (доля наличных в общем объеме депозитов): cr= C:D.

Тогда денежную базу можно представить как:

= C+ R =cr × D + rr × D + fr × D = (cr + rr + fr) D,

,

где H - денежная база;- коэффициент официального резервирования, rr= R: D;- доля избыточных резервов;

- депозитный мультипликатор.

Обязательные резервы - минимальный размер вклада, который коммерческий банк должен держать в Центральном банке.

Избыточные резервы - кассовая наличность коммерческого банка.

Депозитный мультипликатор -коэффициент, показывающий, насколько система коммерческих банков может увеличить объем депозитов при заданной денежной базе.

При этом очевидно, что величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Используя полученные формулы депозитов, получим, что

,

где - денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор - коэффициент, показывающий, насколько система коммерческих банков может увеличить объем денежной массы при заданной денежной базе.

Таким образом, объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной зависимости от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Денежная база и норма обязательного резервирования определяются ЦБ, поэтому в модели денежного предложения их можно считать экзогенно заданными переменными. Коэффициент депонирования в значительной степени определяется институциональными факторами, в частности развитостью системы безналичных платежей, электронных денег и т.д. Кроме того, он имеет достаточно ярко выраженные сезонные колебания как отражение временных различий в уровне потребления и, соответственно, в текущих платежах. В результате процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа: 1) первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств ЦБ перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов); 2) последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков. Когда количество денег в обращении увеличивается, если растет денежная база (Н), снижается норма минимального резервного покрытия, уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков, снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.

Рисунок 5. Денежное предложение

Рост денежной базы и снижение нормы обязательного резервирования сдвигают график функции предложения денег вправо.[5]

Перейти на страницу: 1 2 

Малые инновационные предприятия
Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принес ...

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...