Денежно-кредитная политика: понятие, цели, инструменты

На рисунке 1.3 кривая спроса AD представляет исходное состояние экономики без государственного сектора. Предположим, государство приняло решение о проведении бюджетно-налоговой экспансии с целью сокращения безработицы (то есть увеличения уровня выпуска). Кривая AD1 представляет совокупный спрос, включающий государственные расходы G. В результате изменения равновесия, которое из точки e перешло в точку e1, возрос уровень доходов (выпуска) с Ye до Ye1.

Рис. 8.3

AD AD1 = MPC * Y + I + G e AD2 = MPC * Y + I + G - DI

AD = MPC * Y + I

I DY

0 Ye Ye2 Ye1 e1

Однако известно, что изменение реального дохода меняет ситуацию на денежном рынке. На рисунке 1.4 кривые Sm и Dm представляют исходное состояние денежного рынка до проведения бюджетно-налоговой экспансии: денежная масса равна M, процентная ставка равна ie.

Рис. 1.4

Sm

i

e1

i1e

ie e

D1m

Dm

0 М M

Увеличение государственных расходов (или сокращение налогов) на фазе спада, приводит, как известно, к росту совокупного спроса и, следовательно, к росту реального объема производства и дохода. Однако рост реального дохода приводит к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента: на рисунке 1.4. кривая спроса на деньги Dm сдвигается вправо в положение D1m, в результате чего процентная ставка увеличится с ie до i1e. Повышение процентной ставки, как известно, вызывает сокращение частных инвестиций. Следовательно, и совокупный спрос, и реальный объем производства (дохода) также сократятся.

Результат этого процесса получил название эффекта вытеснения частных инвестиций государственными расходами. Поэтому многие экономисты (монетаристы) выступают против активной бюджетно-налоговой политики, полагая, что невозможно точно предсказать результаты ее проведения.

Существуют и другие проблемы, ставящие под сомнение эффективность инструментов активной бюджетно-налоговой политики, о чем уже говорилось в лекции 6. Кроме того, предпочтение, которое многие экономисты и политики отдают денежно-кредитной политике, обусловлено независимостью последней от законодательной деятельности. Денежно-кредитные инструменты использует Центральный банк, а его решения не нуждаются в одобрении законодателей, а потому могут быть претворены в жизнь гораздо оперативнее, чем бюджетно-налоговые инструменты.

Однако, будучи формально независимым и от правительства, Центральный банк координирует свои решения с Министерством финансов, которое отвечает за бюджетно-налоговую политику. В качестве примера успешного сотрудничества Центрального банка и правительства США по стабилизации экономики можно привести ситуации начала 80-х годов, когда в США начался спад и усилилась инфляция:

Денежно-кредитная политика была направлена на сокращение денежной массы с целью снижения темпов инфляции.

Она была поддержана соответствующей бюджетно-налоговой политикой с целью предотвращения падения совокупного спроса.

В заключение отметим, что стабилизационная политика как политика «точной настройки» совокупного спроса принесла серьезные разочарования. Многие полагают, что

она может (в той или иной степени) решать проблемы безработицы, но не справляется с инфляцией;

она не может решить всех проблем, связанных с экономическим ростом.

В связи с этим все большее признание стали получать рекомендации сторонников экономики предложения.

АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И БЮЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Налоговая система и пути ее реформирования
Важнейшей составляющей бюджетно-финансовой системы любого государства являются налоги, под которыми понимается собирательное понятие, употребляемое для обозначения взимаемых государством платежей ...

Модели поведения фирм институциональная, предпринимательская, контрактная
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому, как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организац ...