Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета

Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [2, С. 6].

Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением.

Так, в 2009 году таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7% больше, чем в 2008 году (4504 дела), и на 12,7% больше, чем в 2007 году (4423). По итогам 2009 года таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2008 году (80 423 дела), и на 19% больше, чем в 2007 году (70 129). Экспертизы по делам об АП составили 23%, на долю экспертиз по уголовным делам приходится 6% от общего количества экспертиз, выполненных по постановлениям таможенных органов. Доля экспертно-исследовательских работ, выполненных по обращениям правоохранительных и иных государственных органов, в общем объеме работ составила 1,8%. Всего по результатам проведенных экспертиз на стадии таможенного контроля в 2009 году выявлено более 100 000 фактов правонарушений в сфере таможенного законодательства, что в 5 раз больше, чем в 2008 году. По результатам проведенных экспертиз возбуждено более 1 180 дел об АП и более 670 уголовных дел, что на 6% превышает данный показатель 2008 года. Экономический эффект, полученный на основании результатов экспертиз в 2009 году, составил 13,53 млрд. рублей, что на 41% превышает соответствующий показатель 2008 года [6, С. 245].

В 2010 году таможенными органами организованы и успешно проведены мероприятия по пресечению контрабанды валютных ценностей, ювелирных изделий, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных материалов, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, а также объектов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения. По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. По данным ФТС России, доля уголовных дел, возбужденных по ст. 188 «Контрабанда» УК РФ, в общем числе инициированных таможенными органами уголовных дел, в 2009 году составила 91% (4026 дел), в 2010 - 93,1% (4194), в 2011 году - 93,2% (4647). При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ. Так, по факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ таможенными органами в 2009 году было возбуждено 845 уголовных дел, в 2008 - 750, в 2007 году - 758 дел. Только в 2010 году в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу РФ, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3432 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов [6, С. 246].

Статистика выявленных таможенными органами в экономической сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе. Так, в 2010 году по фактам незаконного перемещения энергоносителей таможенными службами было возбуждено 27 уголовных дел, в 2011 и 2012 годах - 96 и 98 соответственно.

Перейти на страницу: 1 2 3

Мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия ООО Ургальский ОРС
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономич ...

Монополистическая конкуренция в современной экономике
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасл ...