Налоговая система Российской Федерации

В третьей главе работы мы рассмотрели налоговую систему Российской Федерации, принципы ее построения, выявили недостатки и противоречия, имеющиеся на сегодняшний день в структуре налоговой системы Российской Федерации и предложили основные направления совершенствования рассматриваемой налоговой системы.

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, участников налоговых правоотношений, законодательства, определяющего налоговые вопросы.

Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:

рациональность;

оптимальность;

минимизацию количества элементов, составляющих налоговую систему;

справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;

простоту исчисления налогов;

доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

экономичность;

эффективность и др.

К наиболее важным принципам построения налоговой системы относятся следующие принципы:

единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;

стабильности налогового законодательства;

рациональности и оптимальности налоговой системы;

организационно-правового построения и организации налоговой системы;

единоначалия и централизации управления налоговой системой;

максимальной эффективности налоговой системы;

целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и другие.

В работе мы пришли к выводу, что на сегодняшний день налоговая система Российской Федерации недостаточно эффективна и нуждается в совершенствовании. К основным направлениям налоговой реформы мы отнесли:

) совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;

) пересмотр и отмену налоговых льгот, которые практически никогда не достигают той цели, ради которой некогда вводились, а их эффективность значительно ниже по сравнению с результатами, которых можно было бы ожидать при прямом (прозрачном и легко контролируемом) целевом бюджетном финансировании определенных расходов или программ. Кроме того, налоговые льготы тормозят технический прогресс и способствуют коррупции;

) объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

) совершенствование норм и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

) установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

) четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).

По нашему мнению, основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых, как для государства, так и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы должно стать не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства. Налоговому законодательству необходимо придать большую четкость и «прозрачность», не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 

Малый бизнес в городе Абакане
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через ...

Занятость населения в Камчатском крае
Актуальность темы. В современных условиях эффективность занятости населения, снижение уровня безработицы, возможность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов ...