Налоговая система Российской Федерации

Современная налоговая система Российской Федерации существует с января 1992 г. Ее правовое оформление обеспечил закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г.№ 2118-1 (в настоящее время утратил силу). Он законодательно закрепил определение налога и налоговой системы, основные элементы налога, некоторые принципы налогообложения, порядок установления, отмены и уплаты налогов и других платежей, порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней, права, обязанности и ответственность за нарушения налогового законодательства как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

В отличие от существовавшей ранее в СССР налоговой системы, которая охватывала преимущественно физических лиц, не являлась механизмом распределения финансовых ресурсов в масштабе страны и строилась на подзаконных актах, в России была создана новая, относительно стабильная, базирующаяся на правовой основе и построенная на принципе единства налоговая система, являющаяся важнейшим экономическим регулятором. Она дала возможность России присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи.

Следует отметить, что созданная почти на пустом месте российская налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта не была лишена существенных недостатков. Она, безусловно, не могла удовлетворять ни плательщиков, ни налоговые органы, поэтому правовая база налоговой системы нуждалась в совершенствовании.

Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов - федеральных, региональных, местных, целевых - осложняло налогообложение. До 1994 г. общий перечень налогов строго фиксировался, поскольку право их введения и определение верхнего предела ставок принадлежали высшему законодательному органу страны - Федеральному Собранию. В конце 1993 г. субъекты Федерации и местные органы самоуправления получили право вводить дополнительно налоги и сборы на подведомственной территории, которые должны оплачиваться за счет прибыли после уплаты налога на прибыль. Это не только вызвало увеличение количества налоговых платежей для юридических лиц, усиление налогового гнета, но и привело к разногласиям между регионами, так как каждый стремился взять налоги с «чужих». Назревала необходимость решить проблему достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых средств в соответствии с законодательством.

В РФ до введения Налогового Кодекса РФ действовало значительное количество законодательных актов, касающихся исчисления и уплаты налогов, особенно много нормативных актов по налогу на прибыль и НДС. И если указы Президента РФ, законы, постановления правительства публикуются в открытой печати, то множество ведомственных писем, инструкций, приказов с важными изменениями и дополнениями не доходили до налогоплательщиков. Кроме того, порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не давали налогоплательщику уверенности в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляли простор для вольного их толкования. Назревала необходимость уменьшить число федеральных, региональных и местных налогов с закреплением на федеральном уровне основных положений, относящихся к условиям налогообложения по региональным и местным налогам.

Говоря о необходимости совершенствования правовой базы налоговой системы нельзя забывать о том, что она создана и функционировала только несколько лет, и поэтому не была гарантирована от ошибок и неудач. В переходный период, когда экономика подвергается постоянным колебаниям, немыслимо требовать от налоговой системы стабильности и четкости в работе. В обстановке коренной ломки хозяйственной структуры и производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным законам, поспешность их разработок, в результате чего возникают недостатки в налоговой системе. Однако и при стабильной экономике, как это имеет место в развитых странах, процесс производства не стоит на месте и требуется приспособление налогообложения к изменяющимся условиям. В связи с этим правовая база налоговой системы должна находиться в развитии, совершенствоваться.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Инвестиционная деятельность ООО Окно плюс
Компания, как участник экономической системы, постоянно ощущает потребность в средствах, они ей необходимы для создания, расширения, реконструкции или технического перевооружения основного и оборо ...

Жилищная политика и проблемы ее реализации в экономике РБ
Жилье является одним из главных оснований бытия человека, его жизнедеятельности. Для того чтобы вести здоровый образ жизни, полноценно трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания чел ...