Методы государственного регулирования национальной экономики

. Обеспечение социальной стабильности:

социальная обеспеченность различных слоев населения;

предоставление социальных услуг;

обеспеченность населения общественными благами.

. Координация хозяйственной деятельности:

обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;

разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

. Поддержка конкурентной среды:

создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

борьба против недобросовестной конкуренции;

борьба с монополизмом;

разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.);

поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

. Управление государственным сектором в экономике:

управление государственными предприятиями;

управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами).

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики.

Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей представляет собой государственное регулирование экономики [1].

Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они:

не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

базируются на силе и авторитете государственной власти;

включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и т.д.);

предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Государственное вмешательство в функционирование национальной экономики представляют собой великие достижения в развитии общества. Именно они обеспечили сначала переход к машинной технике, а затем и у постмашинной технике, в которой главенствующая роль принадлежит информационной технике.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

государственного экономического прогнозирования;

государственного экономического программирования;

бюджетно-налоговой системы;

денежно-кредитной политики;

валютной политики;

таможенной политики.

В экономических средствах переплетается использование прямых и косвенных методов.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством.

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Экономическая наука выработала ряд методологических требований, обеспечивающих эффективность прогнозов:

поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого, прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

составление сценария и вариантов прогнозов;

сведение разного рода прогнозов в систему.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики.

Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований.

Бюджетно-налоговая система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления.

Перейти на страницу: 1 2 3

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...

Издержки производства
Каждое коммерческое предприятие любого общества ставит перед собой одну задачу: получение как можно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар ...