Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований

Стратегическое планирование представляет собой особый вид деятельности хозяйствующих субъектов, территориальных органов исполнительной и законодательной власти (муниципалитетов, отдельных регионов, региональных ассоциаций), субъектов Федерации, федеральных органов исполнительной и законодательной власти и государства в целом. Данный вид деятельности состоит в подготовке проектов стратегических решений с представлением в виде прогнозов, программ и планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условии внешней среды.

Из приведенного определения следует, что деятельность по стратегическому планированию должна "пронизывать" все звенья национальной экономики от ее первичного звена (хозяйствующего субъекта) до экономики в целом и представлять собой взаимоувязанный комплекс проектов стратегических решений.

В настоящее время практически в каждом субъекте Российской Федерации ведутся разработки региональных стратегий устойчивого развития, аналогичная работа идет в органах местного самоуправления многих городов и районов России. Вместе с тем приходится констатировать, что разработанные в регионах стратегии, принятые программы и планы местного устойчивого развития практически не реализуются. Главная причина этого - экономический и политический кризис, в котором находится наша страна [85].

Местные органы власти стремятся, прежде всего, снять социально-экономическое напряжение на своих территориях, выплатить людям зарплату, наладить тепло-, водо-, газо-, электроснабжение населенных пунктов, обеспечить безопасность граждан. При этом многие проблемы, решение которых позволяет говорить о движении по пути устойчивого развития, уходят на второй план. Другой причиной, замедляющей переход на путь устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса населением и органами местного управления. Поэтому крайне важно разработать комплекс материалов (технологии, методы) по стратегическому планированию развития муниципального образования и обеспечить их широкое применение на практике, а также популяризацию среди населения муниципалитетов.

Современное планирование нацелено на то, чтобы жители города сами определяли стратегические направления своего развития, намечали практические меры по реализации этой стратегии. Стратегический план развития муниципального образования охватывает все направления развития города: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и др.

Перспективный план включает в себя:

определение целей развития;

анализ потенциала развития города;

использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ;

разработку концепции развития;

разработку плана конкретных действий и осуществление стратегии;

анализ его эффективности и результативности, корректировку целей и методов достижения.

Организация работы по стратегическому планированию инициируется руководителями города и района, которые выбраны населением и имеют определенный политический авторитет и поддержку. Разработка плана предполагает серьезную профессиональную работу небольшого коллектива специалистов в различных сферах городского и районного управления. В работе коллектива (группы) принимают участие представители комитетов администрации района, прежде всего комитета экономики, подразделений социального блока, а также деловых кругов, общественных организаций, депутаты представительного органа и др [43].

Стратегический план может опираться на три стратегические цели:

создание благоприятного климата для бизнеса;

интеграция в мировую экономику;

улучшение социальной среды.

Эти стратегические цели, в свою очередь, целесообразно дезагрегировать следующим образом:

Создание благоприятного климата для бизнеса:

.1 Снятие избыточных ограничений для бизнеса;

.2 Снижение налогового пресса;

.3 Развитие рынка недвижимости;

.4 Расширение рынка рабочей силы;

.5 Ориентация финансовых ресурсов на инвестиции в реальный сектор;

.6 Формирование зон динамичного городского развития;

Интеграция в мировую экономику:

.1 Развитие экспортно-ориентированных производств;

.2 Консолидация конкурентоспособных производителей;

.3 Развитие науки, образования, инновационной деятельности;

.4 Интеграция в глобальную информационную сферу;

Улучшение социальной среды:

.1 Развитие образовательного, культурного и интеллектуального потенциалов города;

Перейти на страницу: 1 2

Мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия ООО Ургальский ОРС
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономич ...

Зарубежный опыт регулирования рынка труда на примере Германии
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, ...