Цели и задачи государственной поддержки прямых инвестиции

Важную роль в регулировании инвестиционных процессов за рубежом играют местные органы власти, используя стимулирование или ограничение в зависимости от ситуации в регионе.

Казахстан не может использовать этот опыт как государство, в котором ограничения и запреты на функционирование иностранных компаний принимаются централизованно. Однако формирование эффективного механизма регулирования инвестиционного процесса и создания благоприятного инвестиционного климата требует повышения роли региональных органов власти, увеличения финансовой самостоятельности регионов.

Финансовые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности используются в форме государственного участия в финансировании совместных инвестиционных проектов, льготного кредитования и государственных гарантий. Они требуют наличия формирования достаточной финансовой базы, свободных денежных средств в государственном бюджете[7].

В современных условиях резко возникшей мобильности капиталов и высокой интегрированности финансовых рынок имеет место отток национальных финансовых ресурсов из страны. Массовый отток предпринимательских капиталов за рубеж периодически наблюдается в разных странах мировой системы, что ставит проблему в разряд проблем глобальной значимости.

Вывоз капитала - это процесс перемещения финансовых ресурсов страны в инвалютные финансовые и основные активы. Например, не впервые попытки приобретения нефтеперерабатывающих активов в европейском направлении предпринимаются национальной компанией Казмунайгаз (Херсонский НПЗ - Украина, Мажейкский НПЗ - Литва). Или казахстанская девелоперская и инвестиционная компания «Сарital Раrners» вкладывает финансовые средства в строительство различных комплексов в городе Москве.

Признаком оттока или перелива национальных инвестиций является сокращение финансово-инвестиционного потенциала страны, проявляющееся через ухудшение возможностей обслуживания внешнего долга и реализации национальных инвестиционных программ.

Можно отметить, что отток национального капитала свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате для национальных инвесторов. Среди причин, вызывающих отток капитала можно выделить:

высокий уровень хозяйственных и инвестиционных рисков;

несовершенство финансовых рынков;

отсутствие благоприятных инвестиционных ожиданий у населения и предприятий, недоверие бизнеса к правительству;

недостаточное качество налогового законодательства, неэффективность системы начисления и взимания налогов.

Официальная статистика в Казахстане не дает всего объема оттока национального капитала из страны. Между тем общая сумма оттока капиталов казахстанского бизнеса по различным данным составляет около 1 млрд. долл.

В отношении мер, противодействующих оттоку национального капитала, существуют различные подходы, которые можно подразделить на две группы:

административно государственная;

либерально-рыночная.

Чисто административные запрещающие меры не могут дать большого эффекта для снижения оттока капиталов из страны. Эти меры должны сочетаться с либерально-рыночными рычагами. Чтобы предотвратить отток валютных средств, важно создать общеэкономические условия, при которых вывоз капитала перестает быть экономически выгодным, а экономический риск вложений в экономику страны максимально снижается. К общеэкономическим условиям, во-первых, относится проведение специальных нормативно-правовых мер в плоскости стимулирования возврата «теневых» капиталов. Хотя не нужно забывать о том, что эффект от решения данной проблемы будет получен только в случае инвестирования легализованных средств в долгосрочные проекты, направленные на развитие секторов экономики. Поэтому здесь также важен благоприятный инвестиционный климат для развития национального бизнеса в Казахстане.

Но инвестиционный климат определяется не только набором экономических регуляторов, льгот и преференций для национальных инвесторов. В первую очередь он определяется улучшением свойств территории, другими словами, совершенствования ее инфраструктуры, уровнем организации инвестиционных процессов. Под инфраструктурой мы имеем в виду широкую совокупность производственных, рыночных и социальных объектов, характеризующую возможность формирования благоприятных условий хозяйственной и инвестиционной деятельности. Это налаженные транспорт и связь, система коммуникаций и снабжения; развитая система банков и институциональных структур, обеспечивающая функционирование рыночных механизмов свободного движения денежных средств; объекты жизнеобеспечения и социальной сферы, создающие условия для проживания населения.

В связи с вступлением в ВТО формирование благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться путем дальнейшего совершенствования институтов рыночного хозяйствования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Модернизация хозяйственных взаимодействий на основе развития интернет-услуг
Современные трансформации хозяйственных систем, основные характеристики экономического роста связаны с возрастающей значимостью наукоемкого, высокотехнологичного производства и сферы услуг. В усл ...

Законы развития экономических систем
Данная тема актуальна, так как экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капит ...