Цели и задачи государственной поддержки прямых инвестиции

Основными направлениями механизма стимулирования инвестиционной деятельности и создания благоприятного климата в современных условиях являются:

принятие специальных мер, регулирующих установление льгот, поощрений, преференций;

установление или отмена, сокращение существовавших ранее для иностранных инвестиций ограничений (в приватизации, в определенных сферах экономики);

финансовые методы государственного регулирования.

Специальные льготы стимулирующего характера применяются к уже вложенным инвестициям, они чаще применяются в практике стран с переходной экономикой. В Казахстане стимулирующие льготы достаточно разнообразны и принимают следующие формы, например:

- налоговые каникулы, то есть освобождение от уплаты подоходного налога на определенный срок в зависимости от сферы вложения инвестиций и их объема;

натуральные гранты, предусматривающие снижение земельного налога и налога на имущество.

В соответствии с законом «Об инвестициях» посредством заключения контракта предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

) инвестиционные налоговые преференции, в том числе:

а) преференции по корпоративному подоходному налогу,

б) преференции по налогу на имущество,

в) преференции по земельному налогу;

) освобождение от обложения таможенными пошлинами;

) государственные натурные гранты.

В настоящее время количество действующих контрактов составляет 303 на общую сумму 590.4 млрд. тенге (4,7 млрд. долл. США). Из общего количества контрактов по 202 контрактам сроки действия налоговых льгот и преференций завершены на сумму 124,5 млрд. тенге (1,0 млрд. долл. США). Среди действующих контрактов по проектам в сфере обрабатывающей промышленности растет число проектов:

по производству неметаллических продуктов (кирпич, гипс, бетон, кровельный материал, стекло);

пищевых продуктов (включая напитки), пластмассовых изделий.

Предоставление привилегий рассматривается многими специалистами как решающее условие формирования благоприятного инвестиционного климата, снижения экономических рисков. Однако их повсеместное использование нарушает свободные потоки денежных средств и рыночный механизм их перелива.

На наш взгляд, стимулирующие льготы должны устанавливаться в зависимости от того, в какие отрасли и регионы республики они направляются и каково качество использования инвестиций. В частности, для Казахстана стимулирующие льготы должны устанавливаться в зависимости от:

приоритетности селективной инвестиционной политики, что создаст благоприятный климат для инвестирования не только в высокорентабельные сферы экономики, но и в неблагополучные в экономическом, социальном и экологическом отношении;

качества инвестиций, для стимулирования научно-технического и инновационного развития;

развития механизмов установления либо ограничения для иностранных инвесторов в регионах интенсивного освоения недровых ресурсов, а также на территориях, определяющих экономическую безопасность страны;

разработки и использования новых организационных форм привлечения инвестиций в экономику (сетевые модели, венчурный капитал и др.).

В соответствии с рекомендуемыми изменениями в механизме регулирования инвестиционной деятельностью, на наш взгляд, необходимо предусматривать дифференцирование правовых режимов стимулирующих мер в зависимости от того, в какие отрасли и регионы они направляются, насколько технологически новыми они являются[6].

Для решения внутри региональных проблем, на наш взгляд, имеет смысл предоставить местным органам власти право реализовать специальный режим инвестирования.

Важной мерой, регулирующей приток и использование иностранных инвестиций, является также установление или снятие ограничений и запретов. В мировой практике существуют разные подходы к данному вопросу. В ряде стран используются законы, запрещающие переход национальных компаний под иностранный контроль, если это не совпадает с интересами государства. Например, в Австралии иностранным инвесторам нужно получить разрешение местных властей, если они хотят приобрести свыше 15% акций национальных компаний, такие ограничения существуют во Франции, Финляндии, Канаде и др. Практика показывает, что чаще всего установление или снятие ограничений или запретов на иностранные инвестиции касаются отдельных отраслей, реже территорий.

Территории многих стран по режиму для иностранных инвестиций разбиты на три группы:

регионы активного поощрения иностранных инвестиций;

регионы, где свободное инвестирование иностранных и национальных капиталов осуществляется в одинаковых условиях;

регионы, где для иностранного капитала имеются ограничения (например, в Бразилии существуют ограничения для иностранного капитала в приобретении земель).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь
Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес - один из важнейших элементов ры ...

Методы составления сметной документации, состав и виды смет
сметная документация строительство В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строитель ...