Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Предприятия-патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьезную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.

Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров [2, 97-99].

Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:

1. формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

2. повышение качества товаров, работ, услуг;

3. содействие перестройки экономики;

. малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;

. привлечение личных средств населения на развитие производства;

. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

. способствование раскрытию таланта людей, развитию различных видов ремесел;

. формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

. активизация научно-технического прогресса;

. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

11. освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций [1, с.27-28].

В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

1. значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) с использованием местных источников сырья;

2. принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;

. приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;

. вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

. создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях (в первую очередь, относящихся в ВПК);

. ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;

. послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Итак, место малых предприятий предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов [5,с. 41-43].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Методы анализа и конкурентные преимущества компании ООО Apple
В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспос ...

Инвестиционная политика Хабаровского края
Современное экономическое развитие Российской Федерации предполагает активное развитие Дальневосточных территорий. Для этих целей выделяются значительные средства, разрабатываются инвестиционные п ...