Понятие и сущность малого бизнеса

. Ограничение по численности работников

Все предприятия, в зависимости от средней численности работников за календарный год, подразделяются на:

· микропредприятия - до 15 работников

· малые предприятия - до 100 работников

· средние предприятия - до 250 работников

Следует отметить, что такое разделение принято только для России. В других странах, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, приняты иные граничные значения численности.

Так, например, во Франции малым считается предприятие, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков. В США к наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек; к малым от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими.

Важно отметить, что в некоторых отраслях граничные значения численности работников могут отличаться. Так, максимальное число работников для признания предприятия малым составляет:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

· микропредприятия - 60 млн рублей

· малые предприятия - 400 млн рублей

· средние предприятия - 1 млрд рублей

В процессе развития малого бизнеса образуются различные формы организации частных фирм. В настоящее время наиболее известны две правовые формы: единоличные и партнерства (товарищества).

Единоличное владение бизнесом - наиболее простая форма организации для малого предпринимательства. Обычно для открытия такого предприятия достаточно получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговую марку.

Деловые партнерства (товарищества) представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Различают полные партнерства, в которых все партнеры несут полную ответственность, и ограниченные (коммандитные) партнерства, в которых есть хотя бы один партнер с ограниченной ответственностью. В учредительном договоре ограниченного партнерства должны содержаться сведения о партнерах с ограниченной ответственностью, а также о пределах их ответственности. Регистрация такого вида партнерств, а также внесение изменений в их учредительные документы, осуществляется только при наличии предварительного разрешения министра юстиции.

Права партнера с ограниченной ответственностью в ограниченном (коммандитном) партнерстве тоже ограничены: он не может осуществлять управление партнерством и не может свободно распоряжаться средствами, которые он инвестировал в данное партнерство. В случае, если партнер с ограниченной ответственностью участвует в управлении партнерством, он так же несет ответственность по обязательствам партнерства, как и обычные партнеры.

Ввиду своих особенностей (малый объем капитала, проблемы финансирования, недостаточный уровень профессионализма персонала и т.д.), малый и средний бизнес терпит крах чаще, нежели крупный. Однако, несмотря на это, количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Часто малое предприятие не исчезает в никуда, а лишь выкупается более крупной фирмой.

По итогам вышесказанного можно выделить три модели развития малого бизнеса:

· медленное расширение деловой активности;

· быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;

Перейти на страницу: 1 2 3

Диагностика хозяйственной деятельности и разработка бизнес-плана по повышению эффективности деятельности ООО КонтактСтройСервис
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, фикт ...

Методика планирования себестоимости продукции
В настоящее время наиболее важным моментом в функционировании любого предприятия является переход от управления производством к управлению стоимостью продукции, что сформировало сложную задачу вх ...