Современные подходы к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий

Данная система необходима для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифов на услуги сетевых компаний. Таким образом, RAB-регулирование позволяет предприятиям привлекать капитал в требуемом объеме и иметь в тарифе гарантированный источник его возврата в течение 35 лет. Эти условия понятны инвесторам и поэтому чрезвычайно выгодны сетевым организациям.

Увеличение вложений сетевых организаций не приведет к росту тарифов, так как реализация инвестпрограммы не влияет на тариф того года, в котором она осуществляется. Возможность увеличения кредитного плеча для эффективного выполнения инвестиционных проектов является одной из основных особенностей формирования тарифов методом RAB [9].

Система RAB-регулирования была создана и впервые внедрена в Великобритании в конце 80-х гг. прошлого века. Первыми перешли на новую модель тарифообразования компании связи и водоснабжения. Чуть позже эксперимент был распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и иные сферы бизнеса с ограниченной конкуренцией. С середины 90-х гг. английский опыт переняли другие европейские страны, а также Австралия, Канада и США. Сегодня методика RAB-регулирования применяется во многих государствах Западной и Восточной Европы: в Великобритании, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Германии, Швеции, Норвегии.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация всех преимуществ реализации метода доходности инвестированного капитала RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, возможность долгосрочного планирования программ развития.

Помимо сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По прогнозам экспертов в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии [13]. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. Еще одним препятствием на пути реформы может оказаться слишком высокая ставка по кредитам, которая может быть больше установленной нормы доходности в 12%.

В настоящее время переход на долгосрочное тарифное регулирование закреплен на законодательном уровне, а также посредством поручений Правительства РФ.

Следует отметить, что государственное ценовое регулирование в России продвинулось еще на один шаг в деле введения стимулирующего регулирования в отношении естественных монополий в электроэнергетической отрасли.

Проведенный сравнительный анализ методов тарифного регулирования по основным показателям выявил, что метод экономически обоснованных затрат используется для установления тарифов на один год, тогда как RAB - это метод долгосрочного регулирования 3-5 лет. Операционные затраты при затратном подходе ежегодно обосновываются, RAB упрощает процедуру - применяется индексирование в соответствии с расчетными коэффициентами с заданием на снижение. Экономия, полученная организацией от установленного уровня, сохраняется в компании последующие пять лет как премия за эффективность.

Принципиальным отличием системы RAB является то, что в выручку компании при тарифном регулировании закладывается источник для возврата заемных средств, привлекаемых для реализации инвестиционной программы предприятия - возврат и доход на капитал. Новая концепция регулирования, реализовываемая с внедрением RAB-регулирования, ставит монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Регулирующий орган при утверждении тарифов сравнивает деятельность компании с аналогами из других регионов - "benchmarking".

В зависимости от эффективности деятельности, компания получает премии либо штрафы, что стимулирует оптимизацию операционной деятельности. Тарифная модель RAB увязывает надежность и качество оказываемых услуг с валовой выручкой компании.

Таким образом, сбалансированная методика формирования тарифной политики в энергетике, реализующая сформулированные принципы ее формирования и отвечающая требованиям к инструментам и методам ее реализации, позволяет согласовать интересы объектов и субъектов тарифной политики. Для различных субъектов можно выделить следующие цели внедрения RAB:

Цели потребителей:

- обеспечение качественными услугами по электроснабжению;

- снижение (в сопоставимых ценах) тарифов на электроснабжение.

Цели компаний:

- обеспечение эффективной и прибыльной деятельности, предотвращение банкротства;

- привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов к реновации основных средств;

- обеспечение предсказуемости тарифной политики;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Доходность теплоэлектроцентрали
Цели расчетно-графической работы ) Закрепить полученные в процессе обучения знания об особенности ТЭЦ как объекта генерации в энергосистеме и системе показателей, определяющих экономику энерге ...

Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата ...