Современные подходы к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий

Данная система необходима для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифов на услуги сетевых компаний. Таким образом, RAB-регулирование позволяет предприятиям привлекать капитал в требуемом объеме и иметь в тарифе гарантированный источник его возврата в течение 35 лет. Эти условия понятны инвесторам и поэтому чрезвычайно выгодны сетевым организациям.

Увеличение вложений сетевых организаций не приведет к росту тарифов, так как реализация инвестпрограммы не влияет на тариф того года, в котором она осуществляется. Возможность увеличения кредитного плеча для эффективного выполнения инвестиционных проектов является одной из основных особенностей формирования тарифов методом RAB [9].

Система RAB-регулирования была создана и впервые внедрена в Великобритании в конце 80-х гг. прошлого века. Первыми перешли на новую модель тарифообразования компании связи и водоснабжения. Чуть позже эксперимент был распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и иные сферы бизнеса с ограниченной конкуренцией. С середины 90-х гг. английский опыт переняли другие европейские страны, а также Австралия, Канада и США. Сегодня методика RAB-регулирования применяется во многих государствах Западной и Восточной Европы: в Великобритании, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Германии, Швеции, Норвегии.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация всех преимуществ реализации метода доходности инвестированного капитала RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, возможность долгосрочного планирования программ развития.

Помимо сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По прогнозам экспертов в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии [13]. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. Еще одним препятствием на пути реформы может оказаться слишком высокая ставка по кредитам, которая может быть больше установленной нормы доходности в 12%.

В настоящее время переход на долгосрочное тарифное регулирование закреплен на законодательном уровне, а также посредством поручений Правительства РФ.

Следует отметить, что государственное ценовое регулирование в России продвинулось еще на один шаг в деле введения стимулирующего регулирования в отношении естественных монополий в электроэнергетической отрасли.

Проведенный сравнительный анализ методов тарифного регулирования по основным показателям выявил, что метод экономически обоснованных затрат используется для установления тарифов на один год, тогда как RAB - это метод долгосрочного регулирования 3-5 лет. Операционные затраты при затратном подходе ежегодно обосновываются, RAB упрощает процедуру - применяется индексирование в соответствии с расчетными коэффициентами с заданием на снижение. Экономия, полученная организацией от установленного уровня, сохраняется в компании последующие пять лет как премия за эффективность.

Принципиальным отличием системы RAB является то, что в выручку компании при тарифном регулировании закладывается источник для возврата заемных средств, привлекаемых для реализации инвестиционной программы предприятия - возврат и доход на капитал. Новая концепция регулирования, реализовываемая с внедрением RAB-регулирования, ставит монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Регулирующий орган при утверждении тарифов сравнивает деятельность компании с аналогами из других регионов - "benchmarking".

В зависимости от эффективности деятельности, компания получает премии либо штрафы, что стимулирует оптимизацию операционной деятельности. Тарифная модель RAB увязывает надежность и качество оказываемых услуг с валовой выручкой компании.

Таким образом, сбалансированная методика формирования тарифной политики в энергетике, реализующая сформулированные принципы ее формирования и отвечающая требованиям к инструментам и методам ее реализации, позволяет согласовать интересы объектов и субъектов тарифной политики. Для различных субъектов можно выделить следующие цели внедрения RAB:

Цели потребителей:

- обеспечение качественными услугами по электроснабжению;

- снижение (в сопоставимых ценах) тарифов на электроснабжение.

Цели компаний:

- обеспечение эффективной и прибыльной деятельности, предотвращение банкротства;

- привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов к реновации основных средств;

- обеспечение предсказуемости тарифной политики;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Методы и инструменты государственного регулирования
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в админи ...

Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, фи ...