Современные подходы к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий

Государственное регулирование тарифов на услуги предприятий естественных монополий осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения: тарифов, достижения баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг, развития конкурентной среды, создания экономических стимулов для обеспечения снижения себестоимости услуг.

Проведение дезинтеграции и приватизации естественных монополий в существующей институциональной среде может привести к серьезному ухудшению деятельности отраслей и экономики в целом. Опасность спада деятельности естественных монополий, являющихся для российской экономики системообразующими отраслями, сопряжена с дестабилизацией всех отраслей, являющихся пользователями продукции и услуг естественных монополистов, а также снижением поступлений в бюджеты всех уровней, разрыва единого экономического пространства [1, c.104].

В отличие от цены на любой другой товар, который устанавливается единолично предпринимателем, исходя из своих предположений о рыночной конъюнктуре, понятие системы ценовых ставок означает, что есть множество элементов, формирующих конечные тарифы: собственно интересы предпринимателя, уровень жизни населения, уровень развития производства, государство, выражающее интересы последних двух групп через органы регулирования.

Таким образом, тарифообразование на электроэнергию становится элементом государственной экономической политики.

Государство реализует политику регулирования в области электроэнергетики посредством соответствующих нормативно-правовых актов различного уровня. "Правила игры" должны быть понятны и прозрачны для каждого субъекта: производителя электроэнергии, гарантирующего поставщика, сетевой компании или конечного потребителя, коммерческой структуры или гражданина, и носить долговременный характер, однако жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы, в том числе и в экономическую политику. При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике основным принципом должно являться достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

При регулировании тарифов применяются следующие методы [1, c.105]:

) метод экономически обоснованных расходов (метод "затраты плюс");

2) метод индексации тарифов;

) метод доходности инвестированного капитала (метод RAB).

Традиционным и преимущественно используемым в тарифном регулировании электросетевых компаний является: метод экономически обоснованных затрат ("затраты плюс") при расчете тарифа на передачу электрической энергии.

Это означает, что при утверждении тарифов рассматриваются экономически обоснованные затраты компании на осуществление регулируемой деятельности, с учетом их фактического целевого использования за предыдущий год и инвестиционная программа организации. Из этих двух слагаемых и формируется тариф. При использовании метода экономически обоснованных затрат тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации (НВВ), осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ. Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

При формировании сводного баланса определяются планируемые объемы потребления электрической энергии (мощности) населением.

Таким образом, используемый преимущественно в настоящее время затратный метод характеризуется стимулированием "раздувания" издержек у субъектов регулирования и препятствует внедрению передовых технологий. Отсутствует функциональная зависимость размера тарифа от параметров надежности и качества энергоснабжения потребителей с учетом перспективного спроса на электроэнергию и мощность. В итоге тарифы постоянно растут, а средств, для инвестирования в развитие энергокомплекса, постоянно не хватает.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...

Инвестиционные вложения в обновление основных производственных фондов на примере филиала СУ-45 ОАО Гомельпромстрой
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного ...